Барьер разрушен. Как первая женщина-глава компании Upwork выводит фриланс на новый уровень
Всего через 66 дней после того, как Хейден Браун стала генеральным директором платформы для фрилансеров Upwork, руководительница была вынуждена закрыть физические офисы, решить, сдавать ли их в субаренду, и воодушевить 600 новых дистанционных сотрудников. При этом нужно было сдержать обещание и выслушать идеи и предложения каждого работника компании, а еще за первые 100 дней на новой должности составить отчет о состоянии бизнеса.
«В этом году бизнес-лидеры должны понять, что дешевые отговорки уже не прокатят, ― заявляет Браун, ставшая в январе первой женщиной на посту генерального директора Upwork. ― Я всегда стремилась к прозрачности и частым коммуникациям ― с января это стало неотъемлемой частью моего лидерского кредо и подхода к ведению дел».
На фоне миллионов увольнений и непредсказуемости рынков 22-летняя компания вряд ли переживала такой огромный успех, как в результате текущей пандемии. С тех пор как фирма вышла на биржу в 2018-м, ее рыночная капитализация достигла $3,5 млрд, и сегодня Upwork является крупнейшей онлайн-площадкой для поиска работы среди фрилансеров, где можно найти прежде всего предложения с дистанционной работой. С начала этого года курс ценных бумаг организации подскочил на 70%. К тому же за последние шесть месяцев число зарегистрировавшихся пользователей (как фрилансеров, так и корпоративных клиентов) увеличилось на 50%.
В сентябре компания опубликовала результаты исследования среди независимых наемных работников в США. Оказалось, что во время пандемии фрилансом занималось 36% всего трудоспособного населения Соединенных Штатов, то есть на 22% больше, чем в 2019 году. В условиях пандемии фрилансерами впервые стали 12% всех работающих американцев. Помимо этого, COVID-19 подтолкнул и компании к тому, чтобы активнее задействовать сотрудников на фрилансе. В ходе исследования выяснилось, что почти 75% кадровых специалистов сохраняют динамику сотрудничества с независимыми профессионалами либо усиливают ее.
Сегодня сервисом пользуются свыше 5 млн компаний, размещающих объявления за ежемесячный взнос в размере от 3% суммы, которую заплатят фрилансеру. В свою очередь индивидуальные работники могут размещать объявления об оказываемых услугах и подавать заявки на дистанционные проекты. С них площадка взимает сервисный сбор в размере 5-20%, в зависимости от общей суммы счета, выставленной клиентам. В 2019 году Upwork заработал $300,6 млн, и таким образом за предыдущие три года доход увеличился на 83%. В этом году показатели компании, скорее всего, вырастут еще больше. В минувшую среду организация отчиталась о годовом росте объема продаж на 24% и спрогнозировала выручку за 2020 год на уровне $365 млн.
Браун связывает такой успех с обусловленными пандемией тенденциями: «Люди переосмыслили не только свое собственное отношение к дистанционной занятости в кризисных условиях, но и по-новому взглянули на долгосрочную перспективу удаленной работы, на то, как она интегрируется в деловые процессы».
И руководительница Upwork намерена заработать на этом. За прошедший год Браун увеличила долю вложений компании в отдел продаж, специалисты которого работают с крупными клиентами вроде Microsoft, Airbnb и General Electric. В прошлом году более 85% от общей выручки Upwork за обслуживание в размере $2,1 млрд (весь долларовый объем, проведенный через сервисную платформу) было получено в рамках крупных партнерств и сложных проектов, а не краткосрочных договоров о сотрудничестве.
«Наши затраты идут на долгосрочные по своей сути проекты. Это очень масштабная и сложная работа, ― подчеркивает Браун. ― Здесь наши клиенты приходят к успеху. Главное для нас ― совсем не те мелкие транзакции и непонятные взаимодействия».
Браун привыкла к стремительным изменениям с самого детства. Когда ей было 12, ее семья переехала из маленького городка Эймсбери в штате Массачусетс в Катманду, столицу Непала. Пока мать реализовывала программу по расширению возможностей для женщин, а отец помогал всесторонне развивать местное сообщество, их дочь училась в маленькой американской школе.
«Работа моих родителей очень вдохновила меня, и во мне тоже зародилось стремление менять мир к лучшему, ― рассказывает глава Upwork. ― В юные годы и на ранних этапах карьеры это подвигло меня искать возможности, при которых я могла жить и работать в самых различных местах, общаться с другими людьми, учиться у них и пытаться взглянуть на жизнь иначе».
Окончив в 2004 году Принстонский университет с дипломом политолога, Браун недолгое время работала в консалтинговой фирме McKinsey & Company. В 2007-м она пришла в Microsoft и занялась там разработкой стратегии слияний и поглощений. Так она делала первые шаги в проведении крупных сделок, как, например, при попытке Microsoft купить Yahoo! за $45 млрд и инвестировании $240 млн в Facebook.
Тем не менее Браун хотелось заниматься более одухотворенной работой. Пройдя собеседования в 60 с лишним компаниях в Сан-Франциско и его пригородах, в 2011 году женщина пришла на должность директора по продукту в стартапе Upwork, который тогда назывался Elance-oDesk и где работали 70 сотрудников. Почти десять лет спустя она управляет всей организацией, причем в самое неспокойное для бизнеса время. «От пандемии и движения Black Lives Matter до обширных пожаров ― для каждого из нас нынешний год стал необычным испытанием, ― уверена гендиректор. ― Мы стали еще больше придерживаться своих ценностей и убеждений. Честно говоря, многое и без того было ориентировано на долговременные тенденции, такие как удаленная работа… А мы занимаемся этим уже 20 лет».
- «Столкнулся с возражением? Давай, убей его»: почему авторитет, основанный на власти, больше не работает
- «В детстве никто не рассказывает девочкам, что они могут в будущем стать шоферами»: как женщины выходят на рынок такси
- «Я здесь, нищий и застрявший в этой дыре»: почему люди, которые позже расцветают, чаще добиваются успеха
По мнению Браун, одной из самых сложных задач было убедить корпоративных клиентов положиться на дистанционных работников-фрилансеров. Этот барьер, наконец, разрушен. «Неважно, вернетесь вы в офис насовсем или будете появляться там лишь время от времени, ― продуктивность работы в удаленном режиме теперь вне всяких сомнений, ― утверждает Рон Джози, старший аналитик финансового холдинга JMP Securities. ― Текущая пандемия показала всем, что работать из дома можно, причем весьма эффективно».
Однако Upwork ― не единственная компания, для которой подобные тенденции выгодны. По словам Джози, одной из самых быстрорастущих компаний в сфере фриланса является платформа Fiverr для поиска предложений о сдельной работе, курс ее акций в этом году резко подскочил на 84%. А фирма под названием Toptal, у которой даже нет штаб-квартиры и которая позиционирует себя как «крупнейшая в мире компания, работающая полностью в удаленном режиме», вскоре сможет похвастаться годовым ростом выручки на уровне 40%, ― об этом говорит ее генеральный директор Тасо Ду Вал.
Как бы то ни было, по словам Джози, с учетом нового фокуса на том, чтобы сводить заядлых фрилансеров с крупными корпорациями, Upwork существенно отличается от конкурентов. Платформа также инвестирует средства в совершенствование пользовательского опыта. С этой целью Upwork объединил усилия с компанией-разработчиком Citrix: вместе они собираются создать специализированное рабочее пространство, где клиенты смогут с легкостью знакомить найденных на сайте фрилансеров с особенностями своей деятельности.
Более того, компании обращаются к Upwork для решения внутренних проблем с кадровым разнообразием. «Не могу и перечесть, сколько руководителей фирм думают: «Нужно решить ситуацию с разнообразием в бизнесе, и дистанционная работа ― один из ключевых инструментов», ― признается Браун. ― Нам нужно уйти от этой культуры, во главе которой стоит офис, и нанимать сотрудников из разных регионов». Глава Upwork и сама активно претворяет подобную практику в жизнь. Так, 22 мая она объявила о том, что сотрудники компании смогут по-прежнему работать из дома даже по окончании пандемии. «И обществу, и бизнесу это пойдет только на пользу, ― заверяет руководительница сервиса, ― ведь люди смогут проявлять себя на рынке труда самыми различными способами».
Перевод Антона Бундина