К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Авиационная история успеха: как с помощью лоукостеров Исландия превратилась в мощный туристический бренд

Фото  Zuma / TASS
Фото Zuma / TASS
Еще 15-20 лет назад Исландия была на отшибе — остров с населением в 360 000 человек посередине Северной Атлантики. Создав условия для появления в стране авиакомпаний-лоукостеров и дешевых перелетов, Исландия за несколько лет значительно перестроила экономику, а ее население стало в два раза богаче. Как исландская авиационная история успеха может стать хорошим примером для России?

Подошел к завершению летний сезон 2020 года.  Еще несколько месяцев назад вряд ли кто-то в своих самых смелых или страшных снах мог предположить, через какие «американские горки» предстоит пройти авиационной и туристической индустриям. Города и страны практически вымерли на многие недели и месяцы, потом постепенно и зачастую болезненно начали возвращаться к нормальной жизни, притаившись теперь в ожидании второй волны коронавируса.

На этом фоне Россия, к удивлению, по результатам прошедших 3-4 теплых месяцев оказывается одним из немногих ярких примеров на достаточно грустном небосклоне мировой туристической индустрии. Сразу после отмены карантинных ограничений и при закрытых границах с другими странами Черноморское побережье, Алтай, Камчатка, Северный Кавказ и многие другие регионы России этим летом пережили настоящий туристический бум. Примерно такая же бодрая история случилась и в сегменте внутренних авиаперевозок, что вполне закономерно с учетом того, что эти две индустрии очень сильно взаимосвязаны.

К началу прошедшего лета десятки авиакомпаний по всему миру ушли в процедуру банкротства. По данным исследовательской компании Cirium, с начала нынешнего года в мире прекратили свою деятельность (полностью или временно) 43 коммерческих авиаперевозчика. И только в России и Китае ключевые и даже не ключевые игроки держатся, и никто пока не собирает чемоданы на выход. В мае-июне казалось, что в России может случиться коллапс нескольких отечественных авиакомпаний, как это случилось по всему миру. Однако и тут у нас оказался свой собственный и уникальный путь — в данном случае в хорошем смысле и без иронии.

 

На сегодняшний день есть только две страны в мире, которые продемонстрировали рост выставленной провозной емкости на внутренних маршрутах относительно августа прошлого года: это Китай и Россия — страны с крупным внутренним рынком авиаперевозок. Самые популярные авианаправления за пределами Азии сейчас находятся в России. По данным Cirium, на начало августа шесть направлений между тремя парами российских городов вошли в рейтинг топ-50 самых популярных в мире направлений у авиапассажиров. До пандемии Россия в принципе не попадала в подобные рейтинги.

Итак, за пределами Азии самым популярным направлением по количеству выставленных кресел в первые две недели августа был маршрут Симферополь-Москва (10 000 кресел, более 40 рейсов в сутки), 15-е место в рейтинге. Затем шли: Москва-Симферополь — 18-е место, Сочи-Москва — 19-е место и Москва-Сочи — 20-е место

 

Для сравнения: самое популярное международное направление по данным на первую половину августа — Лондон-Малага (Испания): 2500 кресел и 15 рейсов в сутки.

Как ни удивительно это звучит, но наша отечественная авиация оказалась практически впереди планеты всей, во многом за счет достаточно большого внутреннего рынка при закрытых внешних границах, отсутствия боязни россиян перед перелетами и накопленного эффекта отложенного спроса. Пандемия COVID-19 уже сильно повлияла на наше поведение и привычки, мир уже не будет таким, каким он был несколько месяцев назад. В этом смысле авиационная индустрия изменится и, скорее всего, очень сильно. Но мы будем летать. И через какое-то время мы будем летать даже больше и чаще.

В связи с этими переменами стоит более внимательно посмотреть на опыт разных стран за последние 10-20 лет и увидеть, какой путь прошли некоторые успешные страны, добившиеся наиболее впечатляющих успехов в сфере развития туризма и доступных авиаперевозок.

 

Мы знаем примеры Объединенных Арабских Эмиратов и Катара с их Gulf Big Three перевозчиками — Emirates, Etihad и Qatar Airways. Но на практически бесплатных и безграничных нефти и газе построить большие авиакомпании и аэропорты — дело относительно незатейливое. Значительно более интересная история  —   in the middle of nowhere и без каких-то серьезных ресурсов под ногами поднять экономику отдельной страны более чем в два раза всего-то за 7-8 лет.

Исландская история успеха

Еще 15-20 лет назад Исландия была прямо-таки на отшибе. Немаленький остров с маленьким населением около 360 000 человек посередине Северной Атлантики. В 2000-х до нее было не так-то просто долететь, а сама Исландия была относительно небогатой и очень дорогой страной. Помню, как я летал в Исландию летом 2005 года на рыбалку. С трудом смог составить расписание полетов, чтобы туда добираться не двое суток, а в течение 24 часов. Гостиниц тогда в Исландии практически не было, 3-4 достойных ресторана и 2-3 ночных клуба в Рейкьявике и фантастически красивые ландшафты и природа. После кризиса 2008-2009 годов финансовая система страны рухнула, а сильнейшее извержение весной 2010 года вулкана со сложным названием Эйяфьядлайёкюдль на несколько недель полностью «отрубило» страну от внешнего мира. Одним словом, в 2010 году Исландия была в «штопоре».

Исландцы повели себя решительно — как прямые наследники викингов, причем тех викингов, которым не сиделось дома на континенте. Они решили сфокусироваться на своей экономике и свои беды повернуть себе же во благо. К тому времени в разных странах и регионах мира уже достаточно бодро и успешно развивались разные лоукостеры и резво стимулировали развитие доступных авиаперевозок и туризма. Становились возможными полеты from nowhere to anywhere за очень разумные деньги.

Исландцы решили, что пришло время значительно поменять структуру своей экономики, которая до 2008 года в основном базировалась на рыбной ловле и офшорной финансовой индустрии. Исландия, с одной стороны, имеет отличное географическое положение ровно посередине между Европой и Северной Америкой, что оказалось большой удачей в контексте авиационных и туристических трендов. Поэтому исландцы решили создать у себя условия для прихода и появления в стране авиакомпаний-лоукостеров. С другой стороны, они использовали извержение вулкана, ставшего тогда известным на весь мир, для продвижения по всему миру Исландии как туристического бренда.

Уже в 2011 году в стране появился свой первый лоукостер под названием WOW Air. Его создал исландский предприниматель Скули Моргансен —  и понеслось. За 7 лет с 2012 по 2018 год включительно авиационный трафик и въездной туризм в Исландии увеличились в 4 и 4,5 раза соответственно. ВВП Исландии вырос с $ 12 млрд до $26 млрд  (примерно $72 000 на душу). Все это сопровождалось значительными инвестициями в экономику Исландии, в первую очередь в туристическую и авиатранспортную инфраструктуру. К 2017 году прямые иностранные инвестиции составили более $10 млрд. В том же году траты иностранных туристов в самой Исландии превысили $4 млрд, а экспорт исландских услуг достиг $11 млрд (в значительной степени за счет авиационного транспорта и туризма). Солидно для страны с населением 360 000 человек. В том же 2017 году авиатранспортная отрасль и туризм стали источником развития (напрямую или косвенно): почти 40% ВВП страны; около 72 000 рабочих мест из всего 187 000 рабочих мест в Исландии и порядка 47% всех новых рабочих мест. Очень сильно «выстрелил» развитие не только туристической, но и коммерческой и просто недвижимости. Таким образом, всего за несколько лет Исландия значительно перестроила структуру своей экономики, а ее население стало более чем в два раза богаче. Рейкьявик, конечно, не стал Дубаем, но превратился в очень немаленький авиационный хаб на Трансатлантике и популярный stop over destination (Перемещение из пункта А в пункт В с промежуточной остановкой более 24 часов, позволяющее провести несколько дней в транзитной стране. — Forbes Life ) для сотен тысяч и миллионов туристов. В туристической индустрии даже появилось такое понятие, как economics of stop over destination.

 

Авиационная история успеха из Исландии может стать хорошим кейсом для России: у нас немало регионов с красивейшей природой и выгодным географическим положением. Алтай, Приморье, Сахалин, все без исключения республики Северного Кавказа от самобытной Чечни до миниатюрной Адыгеи и Дагестана с его древним Дербентом, Кольский полуостров с его северным сиянием, Южный Урал, Камчатка, дельта Волги, Якутия (которая больше всей Европы вместе взятой). Для многих стран туризм уже давно стал достойной заменой добычи полезных ископаемых и природных ресурсов. В России найдутся десятки регионов, которые, планомерно развивая доступные авиаперевозки и местный туризм, могут в значительной степени изменить структуру своего ВРП и просто его увеличить в пару раз за несколько лет.

Если проанализировать профессиональную и научную литературу в этой сфере за прошедшие годы, то напрашивается ряд выводов. Развитие бюджетных авиакомпаний оказало значительное позитивное влияние на развитие въездного туризма и на экономики многих стран и регионов по всему миру. Широкое распространение доступных и лоукост-авиаперевозок в отдельном регионе или стране ведет к значительному росту авиасообщения и приходу новых авиакомпаний, росту местного ВВП/ВРП и изменению его структуры в пользу туризма и других смежных и сервисных индустрий, появлению новых рабочих мест в самой авиационной отрасли и особенно в туризме. В конце концов, появление и развитие лоукостеров приводит к большему разнообразию и меньшей сезонности туристических потоков, а полноценное развитие регионального и въездного туризма возможно только при условии развития доступных авиаперевозок и необходимой туристической инфраструктуры.

За прошедшие 10-20 лет авиакомпании-лоукостеры привели к значительному изменению в потребительском поведении и в стиле жизни сотен миллионов людей:

  • перелеты стали доступны для широких слоев населения практически всех стран мира,
  • потребители отдают все больше предпочтения нескольким более коротким поездкам в год, а не одному-двум долгим путешествиям по несколько недель каждое,
  • значительное количество относительно небольших стран и второстепенных городов смогли привлечь к себе новый туристический трафик,
  • услугами бюджетных авиаперевозчиков пользуются все больше молодых индивидуальных туристов в отличие от групповых туров для туристов более старшего поколения.

Развитие новых бюджетных и по-настоящему эффективных авиакомпаний с актуальными для рынка бизнес-моделями привело к уходу с рынка чартерных авиакомпаний, туроператоров и различных консолидаторов. В текущий кризис такая ситуация только усугубится. Сайты наиболее популярных лоукостеров становятся платформой для пакетирования и составления индивидуальных туристических пакетов. Параллельно начали развиваться новые формы туризма (короткие city breaks, stopover tourism и т. д.). Это все было в основном в Европе, Юго-Восточной Азии и других регионах мира. С лагом в 10-20 лет относительно Европы и других стран в России также можно ожидать развития бюджетных авиаперевозок и вымирания различных чартерных и гибридных авиакомпаний. Недавно заявленная новая стратегия развития «Аэрофлота» до 2028 года — только лишнее тому подтверждение. Большой «Аэрофлот» все больше среднемагистральных рейсов будет передавать своему дочернему лоукостеру «Победе», а с ними и значительную часть своего воздушного парка, сам же «Аэрофлот» будет больше фокусироваться на дальнемагистральных и трансконтинентальных маршрутах.

 

Продуманный долгосрочный стратегический подход к развитию внутреннего туризма вкупе с развитием доступных местных и магистральных авиаперевозок может существенно изменить экономическую ситуацию во многих регионах России, которым действительно есть чем завлечь как отечественных, так и иностранных туристов. Но это требует по-настоящему долгосрочного и вдумчивого подхода. Обязательно будут вставать непростые вопросы: либо мы дальше «калечим» исторические центры наших городов, продолжаем зачастую по-варварски добывать полезные ископаемые, уничтожая при этом уникальную природу, либо мы сохраняем наше историческое и природное достояние и развиваем другие сферы экономики и другие индустрии. Ответ в правильном балансе, который нужно будет каждому региону определить и найти самостоятельно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+