К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Итоги ММКФ-2020: разочарования и настоящие жемчужины программы фестиваля

Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Жюри Московского международного кинофестиваля объявило своих победителей. Итоги одного из слабейших конкурсов ММКФ за последние несколько лет оказались довольно предсказуемыми, но вот в остальных секциях была на удивление сильная программа

Конкурс ММКФ — всегда очень спорная территория. В ключевую программу обычно отбирают дебютантов из Польши, Чехии, Македонии, а также стран СНГ, за редким исключением туда попадают американские, французские и итальянские картины. Плюс — обязательно один-два фильма, снятых нашими режиссерами, которые, как правило, выгодно отличаются на фоне своих зарубежных коллег и обязательно уходят с какими-то призами.

В этом году список конкурсантов был беспрецедентно патриотичный: пять фильмов из основного конкурса и четыре из документального были сняты в России, либо в копродукции с Россией. Среди них — новые работы Тодоровского, Кончаловского и Дебижева. Что не удивительно, российская же картина получила в этом году главный приз — «Андрея Зайцева, крайнене мрачная и тревожная хроника жизни умирающего Ленинграда под бомбежками нацистских войск. Он действительно смотрелся более выигрышно, чем остальные картины. «Гипноз» Валерия Тодоровского оказался совершенной пустышкой (неудивительно, что пролетел мимо «Кинотавра» — кажется, журналистам показали версию с рабочим звуком), а спродюсированная Александром Роднянским азербайджанская «Дочь рыбака» предстала вылизанным «фестивальным» фильмом, в котором ни глазу, ни чувствам зацепиться особо не за что».

Кадр из фильма «Блокадный дневник»
Кадр из фильма «Блокадный дневник»

Цензура

Кстати, «Врата в рай», другая азербайджанская картина из внеконкурсной программы «Вокруг света», в которой речь идет о журналисте, приехавшем в Нагорный Карабах во время конфликта Азербайджана с Арменией в 2016 году, в последний момент была исключена, что вызвало негодование не только со стороны представителей обеих стран, но и среди прессы. «Считаю, что ленту следовало бы вернуть… а организаторам желаю найти в себе сил и мужества признаться в самоцензуре», — написал у себя на странице в Facebook редактор раздела «Культура» Lenta.ru Тимур Алиев. Справедливости ради, подобная самоцензура — не редкость на крупных кинофестивалях: на прошлогоднем Берлинале из основного конкурса исключили фильм «Тень» Чжана Имоу, который не прошел цензуру у себя на родине, а организаторы не решились ругаться с правительством страны — крупнейшего кинорынка мира.

 

Основной конкурс

Основной конкурс ММКФ в этом году откровенно расстроил. Есть, конечно, картины, которые смогли удивить — например, тонкая танцевальная драма «Хильда» из Британии, за которую исполнительница главной роли Меган Первис заслуженно получила актерскую награду. Были и неприятные сюрпризы — самый большой, наверное, от знаменитого корейского режиссера Кима Ки Дука, представившего на ММКФ свой казахский дебют «Растворяться». С середины просмотра этой лубочной картины, будто снятой вчерашним студентом, а не мастером-участником мировых киносмотров, люди уходили целыми группами. К сожалению, включение в конкурс фильма такого уровня — худший маркер для кинофестиваля, который намекает, что основную программу собирали по принципу «я его слепила из того, что было».

Председатель жюри конкурса короткого метра Марина Жигалова-Озкан – колье Chopard из коллекции Temptations
Председатель жюри конкурса короткого метра Марина Жигалова-Озкан – колье Chopard из коллекции Temptations·Пресс-служба Chopard

Лучшие фильмы

Зато в других программах нашлось немало жемчужин. Например, красивейшая драма «Сезон дождей» Энтони Чэня, лауреата «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля. Это легкая и мастерски сделанная картина об учительнице китайского, которую не удовлетворяет ее семейная жизнь. Она заводит платонический (почти) роман со своим учеником на фоне массовых беспорядков в Сингапуре. Это не «Лолита» наоборот, как можно было бы подумать, а скорее кино о дружбе и светоче души — на манер «Умницы Уилла Хантинга» Гаса Ван Сента.

 

Порадовала новая экранизация романа Альфреда Деблина «Берлин, Александерплац», где действие перенесено в наше время. Несмотря на некоторые вынужденные упрощения (все-таки режиссеру версии 1980 года Райнеру Вернеру Фассбиндеру понадобилось аж 16 часов, чтобы уложить монументальную книжную основу в экранный формат), фильм Бурхана Курбани стильно выглядит и смотрится крайне актуально. Эдакий сильно сжатый для большей эффектности «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна.

Кадр из фильма «Берлин, Александерплац»
Кадр из фильма «Берлин, Александерплац»

Еще один однозначный must see (не на ММКФ, так где-нибудь еще) — трагикомедия «Позвони маме!» Лизы Ашан, шведки, ранее получившей главный приз Гетеборгского фестиваля (крупнейшего в Швеции) за фильм «Обезьянки». Ее новая картина — негласное продолжение главного хита, местами уморительный, местами крайне грустный фильм о не взрослеющей 35-летней девушке, которая предается промискуитету и дерзит больной маме. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть об очевидных хитах — мексиканской антиутопии «Новый порядок», которая будто продолжает одновременно сюжеты «Паразитов» и «Джокера»; алкогольной драмеди Томаса Винтерберга «Еще по одной», где Мадс Миккельсен и друзья упоенно хлещут спиртное во имя здоровья; и пронзительной драме о холокосте «Уроки фарси» нашего человека в Голливуде Вадима Перельмана. Все это картины, которые однозначно стоят внимания и с вероятностью в 99% доберутся до нашего проката.

Итоги

Каким получился ММКФ-2020? Тихим, немноголюдным, скромным. Чуть беднее, чем обычно, во всем, кроме фильмов — тут (за исключением слегка беззубого конкурса) было, что посмотреть. Можно сказать, что ММКФ как был, так и остается уютным, «домашним» фестивалем для россиян и малочисленных зарубежных гостей, на котором, несмотря на извечные огрехи — от слабой организации до не всегда выразительной программы — всегда есть, чем заняться киноману.

 
Пятый год подряд официальным партнером фестиваля выступает ювелирно-часовая компания Chopard
Пятый год подряд официальным партнером фестиваля выступает ювелирно-часовая компания Chopard·Пресс-служба Chopard

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+