Миллиардер Дэвид Рубенштейн — об уроках лидерства от Джеффа Безоса, Билла Гейтса и Опры Уинфри
Фирмы на Уолл-стрит, как известно, любят приглашать выдающихся генеральных директоров, бывших президентов, генералов в отставке и известных тренеров, чтобы те выступали с вдохновляющими речами перед высшим руководством и рядовыми сотрудниками. Как филантроп и соучредитель Carlyle Group, одной из крупнейших в мире инвестиционных фирм с активами под управлением на сумму $221 млрд, Дэвид Рубенштейн посетил немало таких мероприятий и осознал, что некоторые из выступающих «не самые блестящие».
«Мне пришла в голову идея; возможно, я смог бы немного оживить эти выступления, если бы взял у них интервью. Просто подумал, что могу разбавить их юмором», — так Рубенштейн рассказывает Forbes о вдохновении для его последней книги «Как вести за собой: мудрость от величайших руководителей, основателей и других влиятельных людей» (How To Lead: Wisdom from the World’s Greatest CEOs, Founders, and Game Changers).
Основываясь на десятках интервью, которые он провел с руководителями, политиками, лидерами мнений и первопроходцами отрасли за последние пять лет, Рубенштейн хочет, чтобы читатели увидели весь спектр сильных и слабых сторон лидеров, включая Билла Гейтса, Джеффа Безоса, Тима Кука, бывших президентов США Билла Клинтона и Джорджа Буша, судью Рут Бейдер Гинзберг и Опру, благодаря которой Рубенштейн научился внимательно слушать. «Надеюсь, это поможет вам улучшить лидерские навыки», — говорит он, стремясь вдохновить молодое поколение стать лидерами.
«Я старею, и какое наследие я могу оставить людям и моим детям? Может быть, я могу выпустить пару книг», – говорит миллиардер-инвестор, который в прошлом году опубликовал свою первую коллекцию интервью, The American Story («Американская история»). Ненасытный читатель, который прочитывает «шесть газет в день, не меньше дюжины еженедельных журналов и не меньше одной книги в неделю», Рубенштейн считает, что хороший лидер должен оставаться любопытным на протяжении всей жизни.
По словам Рубенштейна, для тех, кто надеется сократить путь к вершине, легких способов стать лидером нет. Размышляя о своем интервью 2017 года с сооснователем Nike Филом Найтом, он пишет, что первоначальная идея Найта – основать компанию по производству спортивной обуви – вряд ли была единственной причиной его успеха. Свою роль сыграла еще и готовность Найта «много работать и иногда сталкиваться с неудачами и кризисами, чтобы воплотить эту идею, а в последние годы – передать управлением делами опытными менеджерам, которые могли развивать компанию дальше».
Помимо интервью, Рубенштейн перечисляет двенадцать качеств хорошего лидера: удача, желание преуспеть, стремление к уникальности, труд, концентрация, настойчивость, убедительность, скромность, умение признавать чужие заслуги, способность продолжать учиться, искренность и готовность к поражению. Рубенштейн, который владеет состоянием в $3,2 млрд, признает, что его крупнейшая ошибка в бизнесе заключалась в том, чтобы продать долю Carlyle в Amazon стоимостью $80 млн вскоре после IPO компании в 1996 году. По его словам, сейчас эта доля стоила бы около $4 млрд.
Если оставить финансы в стороне, 2020 год стал большим ударом для миллиардов людей по всему миру, которые обратились к лидерам – в политике, бизнесе, спорте и индустрии развлечений – за ясностью и надеждой. Рубештейн верит, что те, кто способен сохранить скромность и ответить на этот вызов, войдут в историю благодаря своим действиям, как это случилось с покойным конгрессменом и лидером движения за гражданские права Джоном Льюисом и доктором Энтони Фаучи, директором Национального института изучения аллергических и инфекционных заболеваний.
«Тони Фаучи – человек особого рода, – говорит Рубенштейн. – Его атаковали много раз, и некоторые люди критикуют его по множеству причин, но он остается в игре и сражается за то, что он считает очень, очень правильными принципами».
Еще один лидер, который в 2020 году оказался в центре внимания и дал интервью Рубенштейну в прошлом году, — это комиссар НБА Адам Сильвер. «Кто не будет потрясен, когда людям стреляют в спину или когда их убивают без какой-либо очевидной причины? – говорит Рубенштейн о забастовке лиги после стрельбы в Джейкоба Блейка в Кеноше, штат Висконсин. – Думаю, мир понял, что протесты игроков нельзя игнорировать, просто потому что они спортсмены. Теперь все осознают, что, вероятно, решение [НФЛ] не допускать [Колина Каперника] к игре было ошибкой».
В новую коллекцию Рубенштейна не попал Дональд Трамп. «Я беседовал с президентом Трампом до того, как он стал президентом, в Экономическом клубе Вашингтона, и именно тогда он рассказал мне, что собирается участвовать в выборах, – говорит Рубенштейн, который посчитал, что интервью слишком старое для книги. – Я был удивлен. Я не думал всерьез, что он это сделает. И я не думал, что он справится. Но он справился».
В отличие от Трампа, живущий в Вашингтоне Рубенштейн не планирует в ближайшее время заниматься политикой. «Я еще юнец по меркам людей, которые претендуют на пост президента, поэтому я, возможно, еще слишком молод, чтобы участвовать в гонке прямо сейчас, – говорит 71-летний инвестор. Трампу 74 года, а Байдену – 77 лет. – Но если серьезно, я думаю, что есть немало людей, которые, вероятно, моложе и справились бы лучше, чем я». Он настроен оптимистично в отношении ближайшего будущего и говорит, что в 2021 году страна получит второй шанс благодаря вакцине против Covid-19 и выборам.
Вспоминая недавний разговор с судьей Shark Tank и миллиардером Марком Кьюбаном, Рубенштейн говорит, что он ожидает, что после пандемии Covid-19 появятся замечательные компании – такие, которые ставят на первое место разнообразие и инклюзивность, благотворительность и социальную ответственность, а также прибыль. «Если вы собираетесь начать собственное дело, – говорит Рубенштейн, – лучше поторопитесь».
Перевод Натальи Балабанцевой.