К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми

Фото Rick Kern / WireImage / Getty Images
Фото Rick Kern / WireImage / Getty Images
Телеведущий, инженер и изобретатель Джейми Хайнеман рассказал о том, как работать с творческими людьми и почему нужно изучать даже то, что не очень нравится

В рамках запуска магистратуры «Цифровые технологии в бизнесе» от МФТИ, бизнес-школы «Сколково» и МТС состоялась лекция управляющего студией спецэффектов M5 Industries и ведущего научно-популярного шоу Джейми Хайнемана. Хайнеман — человек, который много лет успешно совмещает бизнес и технологии. Бывший ведущий популярной передачи «Разрушители легенд» выступил перед студентами технических ВУЗов и ответил на их вопросы об управлении людьми, поисках инвесторов и роботах. Forbes Life публикует ключевые идеи лекции. 

Пасти кошек

Мы снимали передачу «Разрушители легенд» примерно пятнадцать лет, до этого я участвовал в съемках 800 рекламных роликов и фильмов. Я управлял людьми, которые были ремесленниками и художниками. Теми, кто занимается машинерией, чертежниками и скульпторами. Это дюжина разных процессов, и все их нужно умело координировать. Есть такое выражение «пасти кошек». Вести бизнес — то же самое. Пасти кошек очень сложно, они разбредаются каждая в свою сторону. Если вы плохо владеете ситуацией, случится самая настоящая катастрофа. Если же вы нормально управляете процессом, в итоге получится нечто большее, чем просто сумма отдельно взятых элементов. Неидеальные моменты сгладятся, и все выйдет намного лучше, чем планировалось.

«Я могу убраться на рабочем месте сотрудника, лишь бы он работал»

Однажды мы командой из десяти человек снимали рекламный ролик с роботами. Мы пахали три недели и за это время построили тринадцать роботов, каждый величиной с человека. Это называется скоростным строительством, и я изобрел целую методику для управления этим процессом.

 

Раз в час я выхожу к своим людям и смотрю, чем они занимаются, спрашиваю у каждого, на каком этапе он находится и на каком будет через два часа. Через два часа я возвращаюсь и задаю те же вопросы. Я интересуюсь у людей, не нужно ли им что-то. Какие-то материалы? Я могу убрать рабочее место сотрудника, если понадобится, лишь бы он работал. Я обслуживаю этих людей, предоставляю им все, что нужно. В то же время я их руководитель и наблюдаю за работой.

Получается, что мои люди выступают в качестве добровольцев. Они сами решают, что им делать и когда, сами определяют, за какой период времени они собираются устранить проблемы и перейти на следующий этап. Я не диктую им требования, а только задаю вопросы. Они же с удовольствием озвучивают свои пожелания.

 

Мотивация рождается в этом процессе сама. Я считаю, что понял, как достичь гармонии среди сотрудников. Они не догоняют друг друга и не бесятся. Наоборот, процесс заряжает их энергией, им нравится работать, и делают они это с приличной скоростью. Обычно в конце подобных проектов мои ребята доходят до апогея интенсивности труда, однако, когда работа заканчивается, они не истощены до смерти.

Была одна забавная история. Я занимался скоростным строительством на одном проекте, как обычно каждый час спрашивал у работников: «Не нужно ли тебе чего-то? Что у тебя будет через два часа?»

Подхожу я к одному персонажу, даю ему список с требованиями, он что-то записывает. Я забираю у него листок и вижу: «Водка, тоник, лед». Знаете, что стояло у него на столе, когда он пришел на работу на следующий день? Кулер с водкой, а еще был закуплен лайм и лед. Я сказал ему: «Я знаю, что тебя привезли сегодня на работу, и ты не за рулем. В общем, можешь опустошать кулер».

 

Возможно, вы не захотите каждый день обеспечивать своим сотрудникам водку, лайм и лед, но по крайней мере попробуйте узнать, какую работу ваши люди выполняют и как помочь им на нее настроиться. Разберитесь в потребностях своих людей. Я видел ситуации, когда бизнес-менеджеры приходили на площадку, увольняли, пинали людей. Они понятия не имели, чем занимаются сотрудники, которых они наняли на работу. Это, конечно, рецепт катастрофы.

Как управлять бизнесом?

Если ты не мотивирован вести людей за собой, найди другую работу. Быть исполнителем — одно, а решать проблемы, быть лидером — совсем другое. Но и там, и там необходимо включать мозги. Надо искать способы мотивировать людей, придумывать что-то, изобретать. Но в первую очередь надо замотивировать себя.

Работать с креативными, изобретательными людьми очень непросто. Иногда разгораются конфликты, между талантливыми людьми бывают драки. Это естественно. Я научился разбираться с такими ситуациями. Это все равно что смешивать воду и масло. Если проводить параллели: нужно добавить мыло в раствор, чтобы ингредиенты смешались. Этим мылом становлюсь я.

Однажды, еще до того, как я стал нанимать людей на работу, я высказал одному человеку сомнения по поводу своих навыков. «Я строитель, я работаю руками и головой. Смогу ли я работать с людьми?» И мой собеседник сказал мне: «А зачем заставлять себя быть бизнесменом, когда ты им не являешься? Представь, что твой бизнес — это машина. Тебе нужно спроектировать эту машину, сконструировать ее». После этого я стал мыслить в таком ключе. Действительно, бизнес для меня — некое механическое устройство. Именно так я им и управляю.

Об отборе людей

Когда я нанимаю человека на работу, я приблизительно понимаю, что у него не может быть профильного образования, потому что мы занимаемся непрофильными вещами. Обычно в ВУЗах не готовят к такой работе. Поэтому я смотрю в первую очередь на научный интеллект соискателя и на способности, проявленные им в смежных областях. Если я вижу человека с хорошими навыками, то сразу могу прикинуть, что работать он будет неплохо.

 

Конечно, образование является плюсом, никто не спорит. Высшее образование — это хороший показатель того, что человек способен концентрироваться и дисциплинированно работать. Это, несомненно, очень важные вещи. В то же время надо смотреть на человека под разными углами, не зацикливаться на чем-то одном.

Если у вас есть диплом знаменитого университета, это не означает, что вы на автомате станете хорошим сотрудником. Ко мне обращались студенты из Стэнфорда и MIT, которые оказались абсолютно бесполезными для моих целей. В то же время на меня выходили люди, которые работали плотниками или мастерами кузовного цеха в автомастерских. У них не было высшего образования, но у меня на работе они проявляли себя великолепно.

Я частенько нанимаю на работу людей, которые занимаются совершенно новыми вещами. Я всегда ценил сотрудников, которые готовы исследовать неизведанное. Обычно у них свои, авторские подходы к изобретениям и изобретательству. Именно такими людьми стоит окружать и дополнять себя.

Конечно, когда ты полностью ладишь с человеком, это привлекает. Кажется, вот как здорово. Но на самом деле, если этот человек такой же, как я, зачем он мне нужен? Вот если человек придет и скажет: «Все, что вы делаете, не круто», я подумаю о том, чтобы взять его на работу. Я многого добился именно потому, что окружаю себя людьми, которые в каких-то вещах разбираются лучше, чем я.

 

Изучайте то, чего не знаете

Многие инвесторы считают, что раз я разбираюсь в технологиях, то должен рассказывать им, что будет особенно цениться в будущем. Я обнаружил, что часто таким хищнически настроенным инвесторам нравится тема разработки программного обеспечения.

Скажем, iPhone: там всегда нужно что-то обновлять, постоянно обслуживать, за это берут комиссионные. Там можно зарабатывать деньги. Если вы ищете инвесторов, то вы должны понимать, что мыслят они сегодня именно так — категориями непрерывных денежных потоков.

Занимаясь физикой, вы можете не понимать, что привлекает инвесторов, а что, наоборот, отталкивает. Они и сами порой не в состоянии понять, где они смогут вас еще долго доить и во что им вкладываться. Какая-то одноразовая сделка может казаться вам очень привлекательной, и многие люди даже будут готовы купить ваши продукты, но инвесторы не захотят вас финансировать, потому что это не долгоиграющая история.

Стоит изучать желания ваших инвесторов и затачивать свою работу под то, что им требуется. Есть курсы на эту тему, это преподают и изучают. Попробуйте познакомиться с вашей целевой аудиторией. Даже несмотря на то, что это не то, чем вы занимаетесь, и вам не нравятся эти люди. Вам нужны деньги этих людей. Изучите их, приглядитесь к ним поближе.

 

Мой конек — инжиниринг и создание «изделия». Но в какой-то момент я понял, что должен освоить и бизнесовую составляющую, ведь мне придется работать с другими людьми. Так что я изучил эту тему. Это не моя любимая сфера, но я способен выполнять в ней нужную работу.

Я еще давно приобрел одну привычку — в свободное от работы время много читать. Более того, читать про вещи, которые меня не интересуют. Мне хотелось больше узнать о том, что меня не привлекает. Скажу вам сразу: это необычное занятие. Но я знаю, что любая такая тема даст мне то, чего у меня еще нет, а именно такие вещи и стоит осваивать.

Хорошие идеи никогда не пропадают

Многие приходят ко мне и жалуются на то, что придумали некий материал или новое решение, которым никто не пользуется. Однажды на меня вышла компания, у которой была алюминиевая пена. Мне дали поиграть с образцами, я провел кое-какие испытания и выяснил, что теплообменные качества этого материала были просто выдающимися. На тот момент я ничего подобного ни разу не видел. Меня очень заинтересовала эта разработка, я поспрашивал, как они ее создали. Но было совершенно непонятно, где ее применять.

Потом примерно пять лет ничего не происходило. Я просто помнил об этой штуковине. А сейчас она используется в топливных элементах.

 

У меня в голове находится каталог таких чудных вещиц, на которые я наталкиваюсь. Как и эта пена, они интригуют меня, поражают. Я понятия не имею, что с ними делать, но я уверен: если меня что-то заинтересовало, я найду этому место и применение. Возможно, не сразу, а через несколько лет, но случай обязательно представится. Можно сказать, я собираю коллекцию. Если я сталкиваюсь с чем-то новым, чего раньше никогда не использовал, я откладываю это на дальнюю полку в своей голове. Пускай эта штука там отлеживается до поры до времени.

Делают ли технологии нас счастливее?

Это очень интересный вопрос. Есть тяжелый физический труд, всем хорошо, когда его выполняют роботы. В то же время где-то роботы работают вместе с людьми. В других местах люди не больше, чем смотрители или уборщики, которые обслуживают машины. Я не спрашивал у людей, как они себя чувствуют по этому поводу. Что касается меня, я знаю: все, что роботы делают, зависит от желаний людей, которые их создают. Роботов можно сделать такими, чтобы людям нравилось с ними работать.

Мы сами придумывали для себя машины, с которыми нам было интересно работать. Я очень радовался, когда наблюдал за этими роботами. Например, мы работали однажды с роботизированным манипулятором, такой механической рукой. Человеку, допустим, очень сложно нарисовать круг. Тогда ты приходишь к той точке, где его нужно начертить, и эта рука помогает тебе сделать идеальный круг. Человек не сделал бы подобную работу, на это способен только робот.

Меня всегда волновал тезис, который гласит, что экономика, которая не растет, умирает. Наши ресурсы исчерпаемые, планета может погибнуть. Мне лично хочется, чтобы мы нашли какое-то решение этого, способ избежать такого развития событий. Искусственный интеллект для нас — возможность высчитать альтернативные варианты. Быть может, с помощью этих вариантов тот же искусственный или даже естественный интеллект смогли бы потом управлять экономикой и выискать долгосрочные решения. Ведь люди пока что с этим не справляются.

 



Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+