К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Ситуация не тяжелая. Она катастрофическая». Готовы ли кинотеатры к открытию, и как мы будем смотреть кино в 2020 году

Фото WALLACE WOON / EPA / ТАСС
Фото WALLACE WOON / EPA / ТАСС
Оставаясь закрытыми с середины марта, российские кинотеатры по итогам года могут потерять порядка 48 млрд рублей (по данным Ассоциации владельцев кинотеатров). В преддверии начала работы (с 1 августа) корреспондент Forbes Life Юлия Шампорова поговорила с представителями индустрии об итогах карантина и новых правилах

Июль оказался богат на новости, связанные с открытием кинотеатров в Москве и регионах. Если салоны красоты в столице открылись в один день, 9 июня, буквально по щелчку пальца, то ситуация с кинотеатрами была совершенно иной. В конце мая появилась информация  об открытии кинотеатров в Москве 15 июля, но чем ближе подходил этот срок, тем яснее становилось, что назначенного открытия, скорее всего, не будет — представители кинотеатров просили отложить сроки открытия, а также обращались к РАО (Российское авторское общество) с просьбой снизить сборы за музыку в иностранных фильмах в связи с кризисной ситуацией. В результате министр культуры Ольга Любимова подписала приказ с рекомендациями по открытию кинотеатров в стране — в соответствии с решением региональных властей в каждом отдельно взятом регионе — с 13 июля; а мэр Москвы Сергей Собянин подписал приказ об открытии кинотеатров в Москве 1 августа.

Путин сказал, пора открывать кинотеатры

Так откуда взялась дата 15 июля? И почему московские кинотеатры не смогли открыться в этот день? Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин в интервью Forbes Life рассказал, что дата 15 июля впервые прозвучала как «идеальная» для открытия кинотеатров в Москве на совещании в Министерстве культуры, проходившем 16 июня, — это было связано с тем, что на июль было запланировано несколько громких голливудских премьер (в том числе «Довод» Кристофера Нолана и киноверсия классики Диснея «Мулан»), которые затем были перенесены американцами на более поздний срок.

 

«Информация о дате открытия попала в средства массовой информации, даже попала в уши вице-премьеру правительства Дмитрию Чернышенко, который сказал, что кинотеатры должны открыться 15 июля, чем вызвал большое удивление и смятение в умах глав субъектов Федерации, потому что эти решения принимает не федеральное правительство, не Министерство культуры, а главы субъектов Федерации — в каждом регионе самостоятельно. В итоге никто не стал воспринимать эту дату как указание сверху, каждый глава субъекта по-прежнему принимает свое решение. На сегодняшний день в нашей стране кинотеатры работают примерно в 10 регионах — в Курганской области, Севастополе, Крыму, Ростовской области. Кинотеатры открываются постепенно, и на эту дату, 15 июля, регионы внимания не обращают», — объяснил Березин. По его мнению, ситуацию с открытием кинотеатров также форсировал президент Путин, который на совещании по национальным проектам 13 июля сказал, что пора бы открыть кинотеатры: «Я думаю, это [заявление] подхлестнет многих руководителей субъектов оперативно возобновить работу кинотеатров»,  — убежден Березин.

Информация о дате открытия попала в средства массовой информации, даже попала в уши вице-премьеру правительства

 

Владельцы национальных сетей готовы открывать двери зрителям в Москве 1 августа и в других городах России, в соответствии с распоряжениями региональных властей, — об этом в интервью Forbes Life рассказал Алексей Васясин, генеральный̆ директор крупнейшей российской Объединенной сети кинотеатров («Кино Окко», «Синема Парк» и «Формула Кино»): «Нам потребуется буквально несколько дней для восстановления деятельности кинотеатров с того момента, когда будут озвучены решения должностных лиц об открытии. У нас есть договоренность с дистрибьюторскими компаниями о том, какие фильмы войдут в репертуар сразу после открытия. У прокатных компаний есть новые релизы, которые выйдут на большие экраны после возобновления деятельности кинотеатров. Так что без новинок, несмотря на то, что многие блокбастеры были перенесены на осень, зрители не останутся». ОСК планирует уже 13 августа начать показывать упомянутый выше «Довод», а на 20 августа заявлена премьера фильма «Мулан». «Также мы предоставим нашим гостям возможность посмотреть те фильмы, которые были в прокате, когда начался режим самоизоляции. И дополним ассортимент репертуара хитами прошлых лет, которые интересно пересматривать на большом экране», — добавили в компании.

В Ростове-на-Дону предложили открыть кинотеатры с разрешенной заполняемостью 25% кинозала, без работающих кинобаров

Васясин отметил, что Объединенная сеть будет открывать кинотеатры в регионах по мере получения разрешения от властей, но эти разрешения не должны противоречить здравой бизнес-логике: «Например, в Ростове-на-Дону предложили открыть кинотеатры с разрешенной заполняемостью 25% кинозала, без работающих кинобаров. В данном случае это еще большая генерация убытков для бизнеса, который понес существенные издержки за последние четыре месяца простоя, без реальной поддержки государства».

 

Кинотеатры, которые одновременно являются прокатчиками, как Центр документального кино, надеются на собственные силы в создании программы фильмов на первый период после открытия. Софья Капкова, основатель ЦДК, рассказала, как дела обстоят у них: «ЦДК — уникальный кинотеатр, мы специализируемся на документальном кино, являемся еще и прокатчиком жанровых фильмов, поэтому проблем с контентом у нас нет. Зрители смогут посмотреть (или пересмотреть) такие наши релизы, как «Эми», «Варда глазами Аньес», «Сорокин Трип», «Русские грузины. Фильм первый» и другие. Кроме того, мы снова будем площадкой для Beat Film Festival, который в этом году пройдет с 1 по 14 августа. Мы ждем обновления графика релизов от российских дистрибьюторов, а также готовимся выпустить в сентябре в прокат наш релиз — фильм Анастасии Миковой и Яна Артюс-Бертрана Woman («Женщина»), в котором несколько сотен женщин со всего мира рассказывают свои истории».

Замкнутый круг, где все ждут друг друга

Ольга Зинякова, президент сети кинотеатров «Каро», говорит, что, помимо прокатных релизов и недавних хитов, кураторы проекта «Каро.Арт» уже работают над специальной программой с показами культовых фильмов и фестивального кино. Но когда ее сможет увидеть зритель в регионах — пока не ясно. Отсутствие конкретных дат по открытиям кинотеатров влечет за собой нежелание дистрибьюторов назначать премьеры, что, в свою очередь, создает ситуацию, когда кинотеатры не хотят открываться, поскольку не могут привлечь зрителя, — получается замкнутый круг. «Для проката важно, чтобы как можно раньше появилась определенность по дате открытия кинотеатров в регионах, это позволит дистрибьюторам принять решения о выпуске картин», — говорит Зинякова. По ее словам, за время простоя индустрия уже потеряла более 40 млрд рублей: «Мы почти  полгода стоим закрытые. Ситуация не тяжелая. Она катастрофическая. Мы из всех бизнесов дольше всех сидим в карантине».

Продюсеры не хотят выпускать фильмы, пока кинотеатры не откроются. А кинотеатры не хотят открывать двери, пока зрители в очередь не выстроятся

«Логично, что каждый участник нашего большого рынка хочет подождать, пока рынок начнет восстанавливаться. Продюсеры не хотят выпускать фильмы, пока кинотеатры не откроются. А кинотеатры не хотят открывать двери, пока зрители в очередь не выстроятся и пока на афише не будет много крупных фильмов. Ну и зрители, конечно, не могут пойти в кинотеатры, пока они закрыты и пока нет фильмов. Поэтому здесь вопрос стратегии открытия, и, я думаю, сегодня часть кинотеатров не будет открываться сразу же, а будет ждать какое-то время (это относится к тем, кто может ждать), — говорит председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. — Потому что есть кинотеатры, которые [последние месяцы] платят аренду и зарплату полностью, и им ничего не мешает открыться, их расходы от этого не увеличатся, а есть кинотеатры, которые сейчас стоят в режиме консервации, которые договорились с арендодателями, что будет какая-то пониженная или нулевая аренда пока кинотеатр закрыт, и им, естественно, выгоднее подождать, посмотреть, как другие откроются, сориентироваться на рынке. Это вопрос стратегии каждого игрока, и общего рецепта здесь просто нет».

 

Онлайн-экскурсии и доставка попкорна

Кинотеатральная отрасль — среди наиболее пострадавших от коронавируса в стране, ведь с середины марта кинотеатры были закрыты и не имели возможности зарабатывать традиционным способом. Однако в этот период большое развитие получили альтернативные способы коммуникации со зрителями и привлечения лояльной аудитории.

ЦДК, например, активно развивал созданную в 2018 году онлайн-платформу, привлекая к этому всю свою команду. «Как только ЦДК закрылся, мы стали приводить зрителей в онлайн-версию кинотеатра — платформу Nonfiction.film. На ней собрано много фильмов, которые шли в ЦДК в разные годы, а также другие документальные картины, авторское и фестивальное кино. Работа со СМИ, акции с другими брендами, рассылки, соцсети — все эти инструменты на карантине мы полностью заполняли контентом, связанным с онлайн-кинотеатром», — рассказала Капкова.

«Каро» вышла из положения иначе — месяц назад запустила на территории «Крокус Сити» автокинотеатр «Каро под звездами». «Многие относятся к драйв-инам с пессимизмом, но мы считаем этот формат недооцененным в России. С первых же сеансов у нас были аншлаги. Мы уже провели здесь несколько премьерных показов фильмов, которые только планируются к прокату, и планируем развивать это направление и дальше», — объяснила Зинякова. Помимо этого, «Каро» запустила еще несколько проектов во время карантина, среди них — доставка попкорна и другой продукции кинобара по Москве и собственная онлайн-платформа «КароАрт.Live». Одним из флагманских проектов в рамках этой инициативы стал цикл показов, фильмы для которого отобрал Теодор Курентзис.

 

На сайте организовали временный онлайн-кинотеатр, а в соцсетях регулярно проводили бесплатные трансляции фильмов

Очень важным для многих кинотеатров, да и бизнесов в целом, стал вопрос арендной платы. «Прежде всего, чтобы сохранить бизнес, мы договаривались с собственниками торговых площадей о снижении или не взимании арендной платы на период простоя. Также активно разрабатывали стратегию перезапуска всей отрасли кинопроката в России, открытия и возвращения зрителей в кинотеатры, просчитывали финансовые кейсы и бизнес-модели. Чтобы оставаться на связи с нашими зрителями, на сайте мы продавали сертификаты с большой скидкой, которыми можно будет воспользоваться после открытия офлайн-кинотеатров», — рассказал генеральный директор ОКС Алексей Васясин. Также на сайте организовали временный онлайн-кинотеатр, а в соцсетях регулярно проводили бесплатные трансляции фильмов, организовывали онлайн-встречи с авторами и кинокритиками. Пару недель назад ОКС вслед за «Каро» открыла автокинотеатр совместно с ТРЦ «Zеленопарк».

Светлана Максимченко, генеральный директор сети кинотеатров «Москино», рассказала, что во время карантина сеть даже устраивала онлайн-экскурсии: «Через неделю после закрытия кинотеатров мы запустили онлайн-проект «Москино Дома»: рекомендуем и показываем фильмы, проводим лекции, фестивали и даже экскурсии, которые можно посетить не выходя из дома. За эти три месяца мы провели несколько крупных онлайн-фестивалей и кинопрограмм с показами и встречами с режиссерами».

Как ходить в кино в посткарантинной реальности?

 

Все открывающиеся кинотеатры обещают учитывать рекомендации Роспотребнадзора, опубликованные в конце мая: антисептики, ежедневная влажная уборка, дезинфекция поверхностей, проветривание, специальная разметка для соблюдения дистанции. Значительные денежные ресурсы были потрачены на закупку санитайзеров, масок и регулярную дезинфекцию помещений.

«Закупка средств, необходимых для обеспечения безопасности, — это достаточно крупная статья расходов. Расходы на клининг выросли на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в ситуации сокращения выручки доля этих расходов выросла более чем в три раза», — говорит Зинякова.

Зрителям не нужно распечатывать билет или общаться с сотрудником кинотеатра, для прохода в кинозал нужен только QR-код

Особый упор кинотеатры сделают на бесконтактные сервисы — покупку билетов, проход в кинозалы, онлайн-покупки в кинобарах и ресторанах. В «Каро» такие услуги предоставляли и до пандемии: «Часть мер уже была реализована в наших мультиплексах ранее: мы давно продаем билеты и продукцию кинобара онлайн на нашем официальном сайте, и этой услугой пользуются многие наши зрители — по итогам прошлого года рост онлайн-продаж составил 45%. Кроме того, некоторое время назад мы ввели систему бесконтактного прохода в залы — зрителям не нужно распечатывать билет или общаться с сотрудником кинотеатра, для прохода в кинозал нужен только QR-код». Новые рекомендации по рассадке в залах в сети тоже учли — она будет осуществляться автоматически, система позволит выбирать для покупки только те места, которые расположены на необходимом расстоянии. «При этом очень важно, что члены семей или люди, которые живут вместе, могут купить места рядом. Также мы наносим разметку для соблюдения социальной дистанции, размещаем информационные материалы, оснащаем площадки санитайзерами. Продукцию кинобара можно будет приобрести онлайн заранее и забрать в кинотеатре на специальной стойке, в индивидуальной упаковке», — добавила Ольга Зинякова. При этом в баре все же можно будет приобрести продукцию, а билеты — купить в киосках самообслуживания, расположенных в фойе при входе. Зрители в зале будут рассаживаться в шахматном порядке, но люди, пришедшие вместе, смогут сесть рядом.

 

Эпизод: Новая надежда

В целом работу всех кинотеатров планируют выстроить так, чтобы люди минимально пересекались друг с другом. В «Москино» хотят увеличить промежутки между сеансами до 30 минут, снизить заполняемость залов, организовать рассадку с соблюдением дистанции и ввести бесконтактную проверку билетов во все залы. Уже выпущено программное обеспечение, позволяющее при покупке билета сразу блокировать места вокруг для соблюдения дистанции. «Конечно, мы не ожидаем наплыва зрителей в первый месяц. Во-первых, мы уверены, что часть потенциальных зрителей будет опасаться пока посещать общественные места. Во-вторых, вместимость залов в принципе будет уменьшена по требованиям. В-третьих, очевидно, что у горожан упали доходы, и они не будут готовы тратить на развлечения столько, сколько раньше. Ну и главное — в первый месяц мы не ожидаем крупных новых релизов в репертуаре», — рассказала Максимченко.

Конечно, мы не ожидаем наплыва зрителей в первый месяц

Никто из представителей кинотеатров и сетей, с которыми мы беседовали, не планирует повышать цены на билеты. Напротив, вероятнее всего, в некоторых кинотеатрах цены будут незначительно снижаться в период сразу после открытия, ведь теперь офлайн-кинотеатры все больше конкурируют со своими онлайн-версиями. По данным ОКС, средняя цена на билеты в кино не растет на протяжении последних трех лет, колеблясь от 250 до 300 рублей. «В долгосрочной перспективе мы не планируем ни увеличивать ее, ни снижать. Мы нашли баланс, поэтому хотелось бы его удержать на докризисном уровне, — утверждает Васянин. — А в краткосрочной перспективе средняя цена упадет, поскольку на снижение стоимости повлияет необходимость вернуть гостей в кинотеатры, а для этого нужно быть конкурентоспособными по цене с онлайн-кинотеатром. Также на момент старта у нас не будет достаточного количества новинок, и мы будем вынуждены показывать старые кинорелизы, которые справедливо предлагать не за полную стоимость». Представители российских кинотеатров тем не менее надеются, что любовь российского зрителя к кино окажется сильнее необходимости соблюдать социальную дистанцию, покупать попкорн онлайн и сидеть в шахматном порядке. И привычка ходить парами, компаниями и семьями в кино на новые фильмы возобновится.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+