Зачем миллиардеру Андрею Филатову конный Рузвельт и сидящий Баранов
Первого июля стало известно, что фонд Art Russe бизнесмена Андрея Филатова готов выкупить в США памятники президенту Теодору Рузвельту и Александру Баранову, первому главному правителю русских поселений в Северной Америке. Памятник Баранову был установлен на Аляске в 1989 году. В настоящий момент судьба обоих памятников неизвестна, по разным соображениям их планируют демонтировать. Узнав об этом, Андрей Филатов и его фонд выступили с ответной инициативой.
Как вы приняли такое решение?
Андрей Филатов, основатель фонда Art Russe: Для меня это прежде всего сохранение памяти государственных деятелей, повлиявших на историю России, на развитие ее экономики и государственности. И 26-й президент США Теодор Рузвельт, и глава русских поселений в Северной Америке Александр Баранов — личности, внесшие свой вклад в историю России. Александр Андреевич Баранов — первый глава русских поселений в Северной Америки, невероятно одаренный и энергичный предприниматель, создавал новые торговые связи России с Китаем и Америкой, его участие в торгово-экономическом развитии страны огромно. Теодору Рузвельту мы должны быть благодарны за поддержку России в тяжелой, проигрышной войне с Японией: именно Америка под президентством Рузвельта выступила посредником в мирных переговорах 1905 года. Подписанный в США Портсмутский мирный договор был заключен на таких выгодных для России условиях, что Витте вернулся домой победителем.
Рена Лавери, директор фонда Art Russe: Сохранение культурного наследия — одна из задач фонда Art Russe. В 2012 году мы создавали фонд с целью собирать и популяризировать русское искусство, находить вывезенные из СССР работы русских художников, возвращать их вниманию широкой публики, сохранять культурное наследие.
Поэтому решение Андрея Филатова предложить администрациям Нью-Йорка и Ситки выкупить демонтируемые монументы абсолютно в логике деятельности фонда. Мы считаем важным сохранить памятники этим государственным деятелям для будущих поколений, считаем, что оба монумента имеют огромное историческое значение, в том числе для России.
Кто может выступить продавцом в этом случае?
Рена Лавери: Мы обратились с предложением к властям Нью-Йорка и Ситки, а также в администрацию Музея естественной истории в Нью-Йорке.
Обсуждали ли вы уже возможную цену продажи? Есть ли у вас предварительная оценка, во сколько может обойтись демонтаж, покупка, транспортировка, установка монументов?
Андрей Филатов: Стоимость скульптур — это вопрос встречного предложения и переговоров. Пока же мы получили обратную связь только от городского совета Ситки, который заверил нас, что судьба монумента будет решаться «с помощью общественного процесса, конструктивно, цивилизованно, уважительно к истории в данном деликатном вопросе». Что касается транспортировки и прочих технических расходов, то пока рано что-то оценивать. Могу лишь подтвердить, что фонд готов выкупить монументы и взять на себя все сопутствующие расходы.
Были ли прецеденты такого рода?
Андрей Филатов: История знает немало подобных случаев. Например, постреволюционная Россия активно распродавала свои культурные и исторические ценности, которые были спасены, в том числе благодаря интересу американских коллекционеров.
Где вы планируете установить памятники Рузвельту и Баранову?
Андрей Филатов: Памятник Теодору Рузвельту логично расположить там же, где находится памятник Сергею Юльевичу Витте, учитывая роль 26-го президента США в подписании мирного договора с Японией в 1905 году. Памятник Александру Андреевичу Баранову, возможно, станет важным экспонатом Музея Арктики в Санкт-Петербурге. Но в любом случае это вопрос обсуждений. Сейчас очень важно эти памятники сохранить как объект культурного и исторического наследия.