К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Добрые биткоины и Big Data: как НКО используют цифровые инструменты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Искусственный интеллект в помощь слабовидящим, сборы средств в криптовалюте, CRM для доноров и user-friendly сайты — по примеру бизнеса благотворительные организации все активнее внедряют новые технологии. Рассказываем о главных

Еще три месяца назад никто не мог предсказать, как изменятся условия работы всех организаций в 2020 году. Коронавирус и карантинные меры подтолкнули компании к масштабному уходу в онлайн, и НКО не стали исключением. Многие процессы пришлось срочно переводить в онлайн, а вместе с тем внедрять новые инструменты цифровизации, чтобы не потерять эффективность оказываемой помощи и сохранить прозрачность работы. Руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова рассказывает, как цифровые технологии помогают третьему сектору.

AI и Big Data

По результатам исследования фонда «Истоки», только 4% российских НКО используют в работе возможности искусственного интеллекта и еще 3% — Big Data. Но ситуация постепенно меняется.

При поддержке технологических компаний врачи, волонтеры и благотворители сейчас внедряют системы AI и Big Data для изучения вируса, поиска вакцины от COVID-19, сбора данных о коронавирусе и прогнозирования распространения инфекции. Искусственный интеллект даже помогает с разработкой и персонифицированным подбором лекарств.

 

В этом году фонд «Дети-бабочки» запускает свой проект на основе технологий AI и Big Data, аналогов которому нет ни у одной благотворительной организации в мире, — Регистр больных буллезным эпидермолизом и ихтиозом.

AI-алгоритмы Регистра смогут делать прогнозы по состоянию здоровья и течению заболевания, что поможет фонду планировать распределение адресной помощи и финансирование целевых программ. Глобальная цель фонда и Регистра, в частности, — включить всех людей с генными дерматозами в государственные программы медицинской помощи. Сейчас их не существует из-за крайне ограниченной информации о заболеваниях и пациентах в системе здравоохранения.

 

Полезный опыт демонстрируют и коллеги из других НКО. Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» вместе с «Билайном» на основе Big Data запустили сервис оповещений о пропавших людях, благодаря которому все желающие своевременно получают информацию о поисках в ближайших районах и могут к ним подключиться. «Мегафон» вместе с некоммерческой лабораторией «Сенсор-Тех» использовал искусственный интеллект в мобильном приложении для слабовидящих, которое распознает денежные купюры, избавляя людей с инвалидностью от проблем с наличными расчетами.

User-friendly сайты

Сайт организации, коммерческой или благотворительной, — это одновременно витрина и дверь, через которую клиент, а в случае НКО донор, входит в фонд. Сайты многих организаций третьего сектора не были на «капитальном ремонте» с момента их создания в 2010-х годах. Устарел не только дизайн, но и функционал.

С одной стороны, меняться заставляют технические требования. Например, на выдачу в поисковиках влияют даже такие характеристики, как загрузка страницы. С другой — поведенческие привычки пользователей.

 

Еще один нюанс, который следует учитывать при перезагрузке сайта благотворительной организации, — интуитивно понятные платежи. Это очень важная функция для web-платформы любого НКО — дать каждому посетителю возможность быстро и легко сделать пожертвование. Это касается как дизайна и структуры сайта, так и интеграции всех популярных платежных систем.

Современный сайт НКО должен быть не просто информационной «визиткой», а полноценным инструментом коммуникации между фондом, подопечными и жертвователями. Например, новый сайт фонда «Дети-бабочки» синхронизирован с системой контроля поступающих средств и Регистром генных дерматозов. Это позволяет в режиме онлайн осуществлять документооборот с подопечными, выдавать полные отчеты жертвователям и коммуницировать с врачами и государством. Фактически сайт благотворительного фонда превратится в портал, в котором сосредоточена вся актуальная информация о буллезном эпидермолизе и ихтиозе.

Криптовалюты и блокчейн

Зарубежные НКО перешли к практике фандрайзинга через криптовалюты еще пять лет назад. Старожилы благотворительности — Greenpeace, The Water Promise, United Way — завели цифровые кошельки, а общественная организация Fidelity Charitable за два года работы с биткоинами собрала $7 млн.

В России культура сбора средств с помощью криптовалют только зарождается во многом из-за несовершенного законодательства в этой области. Первый шаг сделал Внешэкономбанк, который открыл в 2017 году счет для фонда «Старость в радость». Сначала пожертвования на него можно было сделать с помощью виртуальной валюты Ether, сейчас на сайте банка доступно и пополнение в биткоинах.

Также «Фонд борьбы с лейкемией» в конце декабря 2018 года перешел на формирование отчетности через систему блокчейн, что должно повысить ее прозрачность и безопасность.

 

Трансформация CRM в DRM

Для повышения прозрачности фонды используют аналоги CRM-системы. Коммерческим компаниям CRM нужны, чтобы в первую очередь отслеживать и управлять потоком клиентов и финансовых средств. Эта схема применима и к благотворительным организациям: клиенты фондов — это благополучатели, между которыми распределяются средства — пожертвования. Отчеты о них требуют максимально прозрачного подхода, поэтому по аналогии с CRM в бизнесе мы запустили DRM —  Donors Relationship Management.

DRM фонда интегрирована с платежными системами: так сразу видно, откуда поступило пожертвование, — название компании или фамилию получателя, от постоянного донора или разового, место, откуда был оформлен перевод. В системе хранятся данные о всех пожертвованиях и расходах на подопечных. DRM по запросу донора может сформировать отчет и предоставить данные о том, куда пошли средства вплоть до копейки.

Сотрудничество бизнеса и НКО в сфере цифровизации

В 2018 году корпорация Google учредила грант на $25 млн на внедрение искусственного интеллекта в работу благотворительных фондов. По итогам отбора финансовую и консалтинговую поддержку получили 20 проектов на экологическую, медицинскую и гуманитарную тематики.

Подобные программы импакт-инвестирования, когда компанию интересует не прибыль, а перемены в жизни общества, стали трендом. Это очень позитивная тенденция для благотворительности, так как, по данным масштабного исследования фонда «Истоки» и «Форума доноров», 62% российских НКО в числе проблем при внедрении цифровых технологий назвали недостаточное финансирование.

 

То же исследование показало, что 97% третьего сектора предпочли бы получить помощь от цифровых компаний на безвозмездной основе или на льготных условиях. Для крупных предприятий, имеющих в структуре отделы КСО, в условиях меняющегося рынка это особенно важно, так как гуманизация и экологичность ведения бизнеса поднимаются в значимости. Малый бизнес и цифровые стартапы тоже постепенно приходят к этому, пополняя портфолио проектов социально ориентированными технологиями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+