К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Роботы вместо сотрудников и виртуальные офисы: как технологии изменят посткризисную реальность

Фото Issei Kato / Reuters
Фото Issei Kato / Reuters
Пандемия ускорила адаптацию бизнеса и общества к новой технологической реальности — нас ждет масштабная автоматизация всех процессов, перестройка многих привычных систем. Исполнительный вице-президент ПАО «ВымпелКом» Арташес Сивков рассказывает, как технологии помогут бизнесу выжить и преуспеть в эпоху «пост-короны»

Распространение коронавирусной инфекции стало мощным драйвером технологических изменений. Бизнес и общество сменили алармизм на принятие инноваций, которые могут создавать видимость привычного, «докарантинного» опыта, помогают сделать работу безопасной на фоне тяжелой эпидемиологической обстановки. Тем не менее кризис привнес много неопределенности в работу предприятий, в том числе и в сфере IT. Поэтому особенно важно оценить сдвиги тенденций технологического развития и подумать, как ваша компания сможет адаптироваться к новой реальности. Можно выделить три главных тренда, которые определят работу бизнеса и общества в целом.

Роботы — это сервис, а не угроза

По данным исследования Bank of America (BofA) «COVID-19 — десять лет спустя», именно роботизация станет одним из главных мировых трендов после пандемии. При этом опыт внедрения роботов во время эпидемии в очередной раз подтвердил: автоматизация — это не самоцель, а инструмент повышения экономической эффективности компаний и предприятий. На экономическую эффективность положительно влияют не только механизация конвейерного типа или применение нейросетей для сложных вычислительных процессов, но и использование роботов там, где человеку опасно находиться — чтобы сохранить кадровый резерв, снизить риск инфицирования сотрудников.

В условиях социального дистанцирования многие компании протестировали новые сферы применения роботов для сокращения количества персонала, которому необходимо приезжать на работу. Например, в Южной Корее роботов стали использовать в сфере гостеприимства, для измерения температуры у людей, а также для раздачи антисептических средств для рук. В будущем роботы могут доставлять еду, их можно применять в уходе за пожилыми людьми в домах престарелых. Они могут проводить различные медицинские тесты и т. д. В мире постпандемии роботы будут осуществлять дополнительные сервисы, чтобы общество могло не подвергать риску квалифицированные кадры.

 

О безопасности городов позаботится искусственный интеллект

По оценке медицинских экспертов, социальное дистанцирование — лучший инструмент для уменьшения распространение пандемии, по крайней мере до тех пор, как появится безопасная и сертифицированная вакцина. Ее выход на массовый рынок может состояться через год или два. Поэтому мы обязаны задуматься о мерах по сдерживанию вируса в долгосрочной перспективе. Здесь на помощь могут прийти перепрофилирование системы распознавания лиц на базе искусственного интеллекта.

Например, в Москве уже существует система мониторинга, сейчас она помогает выявить заболевших, которые нарушают карантин. Эту систему на базе искусственного интеллекта можно обучить дополнительно определять соблюдение дистанции между людьми — по примеру американского стартапа Landing AI, отслеживающего расстояние между людьми на предприятиях. Кроме того, можно подключить геоаналитику по большим данным операторов связи, чтобы отслеживать места скопления людей и моделировать транспортные потоки, чтобы снижать концентрацию людей в одном месте.

 

Виртуализация опыта работы: от программного обеспечения до звуков офиса 

Массовый переход сотрудников на удаленку показа — не все сотрудники готовы уйти в хоум-офис навсегда. Люди отмечают снижение продуктивности, скучают по неформальному общению с коллегами, не могут сосредоточиться из-за отвлекающих факторов. При этом многие компании поняли: успешно вести бизнес можно и удаленно. Они постараются сократить издержки за счет частичного перехода на удаленку и гибкого графика. Для компаний — особенно крупных — это выгодно. Теперь можно привлекать таланты со всей страны и даже мира, не задумываясь о том, как перевезти сотрудника поближе к центральному офису. А еще это возможность снизить затраты на аренду.

Но сами сотрудники с трудом адаптируются к работе из дома. С этим связан резкий взлет спроса на технологии, которые помогают поддерживать иллюзию классического опыта работы. Это и удаленные рабочие места (VDI), и программы для видеоконференцсвязи, и даже музыкальный сервис, предлагающий послушать звуки офисного шума — Calm Office. Другой аспект — спрос на усиленные решения по информационной безопасности, ведь при распределенной инфраструктуре сотрудников растут риски утечки данных. Если удаленная работа станет для компаний нормой, спрос на подобные сервисы продолжит расти.

Бизнес времен постпандемии. Технологии выживания 

1. Убедитесь, что ваша компания перешла на гибкую IT-инфраструктуру, с размещением и резервированием документов и критически важных программ в инфраструктуре надежного облачного провайдера. Из инфраструктуры облака можно масштабировать свой бизнес и переводить людей на дистанционную работу без капитальных затрат на оборудование; обеспечивать сотрудникам необходимые для работы инструменты через виртуальные удаленные рабочие места (VDI).

 

2. Постоянно повышайте цифровую грамотность своего коллектива. Убедитесь, что сотрудники не просто имеют доступ, но умеют пользоваться необходимыми в работе цифровыми инструментами. Проводите обучающие тренинги по новым технологическим инструментам, которые вводите в работу.

3. Начните детальное финансовое планирование: от доходной части до издержек. Проанализируйте еще раз, можно ли сократить расходную часть, рассрочить выплаты или перевести часть издержек из постоянных в переменные — например, за счет разгрузки офисов и снижения арендных платежей.

4. Сконцентрируйтесь на поступлении денег и поддержании ликвидности бизнеса. Проанализируйте, кто приносит деньги в бизнес, в каком они сейчас положении, платежеспособны ли ваши клиенты.

5. Используйте технологичные инструменты поиска новых клиентов и взаимодействия с ними. Здесь помогут современные маркетинговые инструменты на основе больших данных. Они позволяют сегментировать аудитории по сотням показателей, находить целевых клиентов и подбирать для них нужные каналы и форматы коммуникации.

6. Задумайтесь о полной миграции продаж в онлайн. Изменение розницы в том виде, как мы ее знали не временный эффект, а новая реальность. Теперь именно сайт и приложение станут настоящей витриной. Убедитесь, что они выдержат наплыв заявок, что на них возможна оплата, а также инициируйте форму обратной связи — звонок или общение в мессенджерах.

 

7. Рассмотрите возможность использовать большие данные и аналитику с помощью нейросетей для принятия взвешенных управленческих решений. Это дорогие инструменты, но их эффективность нельзя переоценить, если мы говорим про развитие крупного бизнеса.

8. Старайтесь по максимуму внедрять процессы автоматизации, от банального автоматического ответа на обращения клиентов в соцсети или на сайте компании и голосового меню (IvR) для входящих звонков, до полноценных роботизированных систем в производстве и обслуживании, особенно там, где могут быть точки риска для сотрудников.

9. Задумайтесь о неизбежных переменах, которые повлечет за собой переход на новые технологии. Необходимо будет подключить корпоративное обучение — как для топ-менеджмента, так и для рядовых сотрудников, — чтобы развить их компетенции в креативной сфере с учетом автоматизации рутинных процессов.

10. Отслеживайте реакции сотрудников на технологические и управленческие новации. Собирайте обратную связь с помощью анонимных пульс-опросов, проводите глубинные интервью. Коллектив нужно готовить к резким изменениям и контролировать процесс цифровой трансформации, чтобы инновации пошли на пользу бизнесу, а не привели к ступору и потере производительности.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+