Пять минут — не опоздание. Почему русские и иностранцы по-разному планируют свое время
Иногда мне кажется, что я уже слишком давно живу и работаю за пределами моей родины. Утром в понедельник я получаю письмо от клиента с вопросом, когда мне было бы удобно обсудить проект, над которым мы сейчас работаем. Я сразу же отвечаю «почему бы не прямо сейчас», на что обычно получаю примерно такое сообщение:
«Я смогу обсудить проект в четверг в 10:15, но, если вам это время не подходит, следующее ближайшее окно в моем расписании — вторник, 15:45».
Моя первая реакция: «Ты действительно так занят, что не сможешь найти 5-10 минут сегодня или хотя бы завтра? Это же ты предложил созвониться?»
Нередко после того, как мы обменялись несколькими письмами, договорились о подходящем времени и дне, а потом направили приглашение в Outlook, мы могли бы уже провести звонок, а потом перейти к следующей стадии проекта.
Простое объяснение заключается в том, что в западных странах обычно меньше спешки, чем в России, где все должно делаться «сейчас».
Посмотрите только на сроки уведомления в России: они очень короткие. Всего через две недели после того, как вы подали заявление об увольнении, вы можете переходить на новую работу, тогда как в большинстве европейских стран предупреждать нужно минимум за несколько месяцев. Если в договоре есть положение о неконкуренции, возможно, придется прождать год, прежде чем сотрудник сможет приступить к работе в новой должности.
В результате, все нужно планировать заранее, поэтому общая позиция такова: какая разница, состоится ли этот звонок сегодня или на следующей неделе?
Когда европейцы приезжают в Россию, чтобы нанять работников в местные подразделения, мы всегда советуем сразу же делать оффер, если вы нашли кого-то, кто вам нравится и кто, как вы считаете, оказался бы хорошим сотрудником. В противном случае не удивляйтесь, если через несколько недель окажется, что этот человек уже нашел другую работу.
Я помню один случай, когда клиент прилетел в Москву из Северной Америки и заранее сообщил нам, что хотел бы провести собеседование с нашим кандидатом в отеле в 7:30 утра. Мы передали информацию нашему человеку, и в назначенное время клиент спустился в лобби отеля, посмотрел вокруг, но не нашел его. Прошло пять, десять, пятнадцать минут, и клиент позвонил кандидату, но в ответ услышал лишь сонное «алло». Кандидат решил, что встреча состоится в 7:30 вечера. К счастью, все смогли посмеяться над недопониманием, и вечером собеседование состоялось. Мораль этой истории заключается в том, что иностранцы склонны рано вставать и заканчивать работать в четко определенное время, тогда как россияне обычно начинают позже, но работают до позднего вечера. Я советую иностранцам, приезжающим в Россию, не назначать встречи на раннее утро, если только они встречаются не с другими экспатами, в особенности если накануне они ходили «ужинать»!
В самом начале моей карьеры меня научили фразе «ничего не предполагай». Точно так же, как нельзя ожидать от каждого россиянина, что он будет знаком с терминами вроде GMT, CET, EST или PST, не думайте, будто каждый иностранец знает, что в России одиннадцать часовых поясов. Ах да, и еще попытайтесь объяснить ему, почему авиалинии используют местное время, но все поезда ходят по московскому времени!
Гости в России обычно предпочитают составлять расписание на несколько недель, если не месяцев вперед. Естественно, что в такой динамичной среде, как Москва, это оказывается нелегко, учитывая спонтанность местной бизнес-культуры. Я сбился со счета, сколько раз иностранный топ-менеджер говорил мне: «Я договорился о встрече за два месяца, когда планировал следующую поездку в Москву, но, когда я вчера приехал в его офис, ассистент сказал, что накануне он улетел в Нижневартовск и вернется не раньше субботы. Как такое возможно?» Когда я спрашиваю, подтверждали ли они встречу за несколько дней, на меня смотрят с недоумением. Вот так я и знакомлю людей с понятием «контрольный звонок».
Конечно, каждый раз, когда я составляю расписание встреч с клиентами в преддверии деловой поездки, я пытаюсь как можно больше всего спланировать заранее. Однако обычно собеседники говорят мне, что были бы рады встретиться, но «пожалуйста, позвоните по приезде, и мы договоримся о точном времени». Я отвечаю: «Отлично, но не могли бы вы посоветовать кого-то, с кем я мог бы встретиться, если вы окажетесь заняты?»
Одно из (многих) преимуществ ведения бизнеса в России заключается в том, что решения принимаются спонтанно и намного быстрее, чем в западных странах. Если вы разговариваете с человеком, который принимает решения и ему нравитесь вы и ваш проект, вам не придется общаться ни с кем на промежуточных уровнях. Даже если вы общаетесь с младшим сотрудником, вполне возможно, что посреди встречи он пригласит своего руководителя, если переговоры идут успешно. На родине вам почти наверняка пришлось бы договариваться об отдельной встрече и возвращаться через несколько недель.
Я не советую опаздывать на встречу в России на пять, десять или даже пятнадцать минут, однако это на самом деле не проблема, особенно если вы позвоните или напишете и сообщите, что вы в пути, но попали в пробку. Жители Северной Европы и Северной Америки предпочитают думать, будто они постоянно заняты и безупречно пунктуальны, хотя это зачастую не так (но они могут, когда захотят). Проблема в том, что, когда вы все же появитесь на десять минут позже, у партнеров останется всего двадцать, а не тридцать минут на разговор, потому что сразу после у них может быть запланирована другая встреча или звонок. Большинство других народов гораздо меньше обеспокоены расписаниями.
Если вы составляете расписание важного иностранного гостя, самое главное — закладывать на каждую встречу больше времени, чем обычно, и готовьте запасной план на случай, если кто-то отменит встречу в последний момент. Постарайтесь выделить время для нерабочих мероприятий, даже если это будет просто поход в ресторан или прогулка по центру Москвы, потому что многие, к сожалению, не станут делать этого сами. Если в вас силен дух авантюризма, вы можете даже пригласить партнеров в баню, ваши отношения сильно улучшатся, если они увидят не только аэропорт, такси, гостиницу и несколько офисов.
И наконец, если ваш региональный руководитель говорит «звоните в любое время», это, вероятнее всего, вежливый способ сказать «позвоните мне в рабочее время, если это что-то важное, но если вы звоните вечером или на выходных, это должно быть что-то чрезвычайное».
Перевод Натальи Балабанцевой