«Если не можешь купить картину, купи художника»: вышел новый сезон сериала «Миллиарды»
В пятом сезоне мы встречаем героев в совершенно разных обстоятельствах: Аксельрод едет на мотоцикле в далекую Аляску, к могущественному шаману, который обещает ему просветление и выход из кризисной ситуации, Родс же в это время празднует свадьбу своего отца с новой пассией, и пытается разубедить присутствующую на церемонии жену Венди разводиться с ним, чего та, очевидно, делать не собирается. Она говорит матери Родса, которая сидит с ней за одним столиком, празднуя свадьбу бывшего мужа и цитируя его «мудрые» утверждения: «Может, уже стоит начать жить своим умом?». Именно этот принцип она, очевидно, собирается претворить в жизнь.
Сериал верен своим принципам, ради которых его и продляют на пятый сезон и которые повергают в прах сами основы кинематографа: основное правило кино — «если можешь обойтись без слов, обойдись» создатели «Миллиардов» игнорируют полностью. Этот сериал можно слушать как подкаст, без видео — настолько много в нем диалогов. Но прибегнув к этому способу, вы не увидите бесценные картины художников 20 века, роскошные интерьеры домов и офисов героев, на фоне которых ведутся все эти велиречивые дискуссии.
Герои обсуждают насущные проблемы слияний и поглощений, периодически выдавая афоризмы для богатых («Если нельзя купить картину, купи художника.»), придумывая планы по уничтожению принципиального директора престижного колледжа, который исключил ребенка из школы, соревнуясь за место на обложке глянцевого журнала, сокрушаясь о том, как нелогичны люди, недоумевая, что делать, когда их ум идет в разлад с их убеждениями и чувствами, и вынашивая планы по уничтожению друг друга. Местом для этих диалогов становятся салоны частных самолетов, уютные шале, электрические авто Тесла, дизайнерские апартаменты, украшенные подлинниками картин Кайботта, и заоблачной стоимости офисы, обустроенные на верхних этажах Нью-Йоркских небоскребов.
Напомним, что давний, пятисезонный, конфликт героев развивался стремительно. Глава хедж-фонда Axe Capital Аксельрод сумел добиться успеха в турбулентное время финансового кризиса и общественной драмы после трагедии 11 сентября. Роадс, будучи прокурором южного округа Нью-Йорка, начал расследование против фонда на основе информации о его теневой деятельности. Обстановка осложняется тем, что в компании Аксельрода работает жена Чака Венди, которой он дорожит, и поэтому хочет избежать конфликта интересов, но женщина при этом оказывается между двух огней. Что в пятом сезоне приводит героев практически к разрыву.
Роадс все же находит компромат на Бобби, и принуждает его к сделке с прокуратурой и отступным в почти два миллиарда долларов, но подписание бумаг срывается в последний момент из-за конфликта сторон. В итоге прокурор все же добивается ареста своего противника и сажает его в тюрьму. Но бывший глава хедж-фонда не унывает и после выхода из заведения открывает новое предприятие, которое вновь не очень честно перед законом. В этот раз страдает Венди, которая участвовала в торгах акциями компании Ice Juice, и героям приходится объединиться для ее спасения.
Спасение Венди — не последняя история, когда заклятым врагам приходится действовать заодно, в дальнейшем они объединяются, чтобы побороть своих противников — генерального прокурора Уэйлона Джеффкоута, замешанного в отстранении Чака от службы, и бывшую сотрудницу фонда Аксельрода Тейлор Мейсон, которая лишила Бобби значительной части инвестиционного портфеля, уйдя из компании. Однако, к концу четвертого сезона герои снова оказываются на ножах.
В пятом сезоне Бобби делает попытку примирения, дарит Чаку книгу о второй мировой войне (символично, не правда ли?), но это не спасает его от очередного расследования, которое Чак ведет в связи с вновь вскрывшимися фактами мошенничества.
В успешном российском сериале «Шторм» Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой, появившемся онлайн в марте 2020 года и повествующем о противостоянии высокопоставленного чиновника и полицейских, пытающихся его посадить (что, по сути, очень похоже на основной конфликт в «Миллиардах»), главный герой говорит: «Полицейские, преступники — все это, по сути, одно и то же». И этот принцип вполне можно перенести на главных героев «Миллиардов» — ни предприниматели, ни прокуроры не останавливаются в своих действиях перед многочисленными преступлениями, если им нужно добиться поставленных целей. И с этой точки зрения, ни один из них не внушает сочувствия.
Несмотря на отсутствие экшена, сериал наполнен тонкими психологическими манипуляциями и безостановочной разработкой шахматной стратегии по уничтожению противника на основе глубоких знаний психологических приемов и человеческой натуры: не случайно одна из главных героинь, Венди, работает психологом — разговоры о человеческой психике и ее особенностях преследуют нас повсюду. Иногда жена Чака использует в своей работе нестандартные методы: в пятом сезоне, чтобы помирить враждующий коллектив компании Бобби, она приглашает чемпионку по реслингу и инсценирует перед опешившими коллегами бой с якобы недовольной чем-то клиенткой.
Психологию в борьбе с противниками использует и Аксельрод — он последовательно прощупывает слабые места своих врагов и бьет именно по ним. Однако это получается у него не всегда: сын Бобби, учащийся престижной Skinner Preparatory Academy, пытается майнить биткоины, соорудив сложный электрический прибор собственного изобретения, что приводит к тому, что он оставляет все учебное заведение без света. Директор академии вызывает Аксельрода и сообщает об отчислении его сына. Не найдя возможности купить его благорасположение, Бобби пытается найти на него компромат, но и тут терпит фиаско. Остается последнее средство: «Вот видишь, сынок, — говорит Бобби, — из-за твоих необдуманных действий нам теперь придется уничтожить весь колледж», и просит помощника найти инвесторов учебного заведения, и убедить их отказаться от дальнейшего финансирования школы.
Несмотря на осведомленность героев о мотивах человеческих поступков и психологических импульсах, очень часто ими владеют банальные инстинкты: зависть, желание быть первым и борьба за доминирование. Одним из лейтмотивов пятого сезона становится противостояние Бобби Аксельрода и Майка Принса, еще одного успешного миллиардера. Причем борьба идет за то, кто окажется на обложке известного журнала, кто станет единственным клиентом шамана, обитающего на Аляске, или скупит все картины популярного современного художника с Манхэттена. Принс — не только богат, он инфлюенсер, властитель дум и предпочтений людей своего круга. Передвигаясь на Тесле, управляя собственным самолетом, скупая экспонаты современного искусства, и переманивая шамана, найденного Аксельродом, он в прямом смысле вызывает его на социально приемлемый среди миллиардеров бой. Примет ли его главный герой, и сможет ли победить в нем? Узнаем в пятом сезоне сериала.