К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Благо или проклятие. Как выбраться из ловушки трудоголизма и найти баланс в жизни

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Разбираемся, что такое трудоголизм с точки зрения науки, когда он приводит к выгоранию и проблемам с психикой и как себе помочь в такой ситуации.

Трудоголизм — это доступный, более-менее безвредный и даже социально одобряемый способ побега от реальности. Разрушились многолетние отношения — и вы берете дополнительный проект на работе, чтобы не думать о разрыве. Бушует эпидемия коронавируса, вы сходите с ума в самоизоляции — и трудитесь по 12 часов в день, чтобы не думать о кризисе и неопределенности в будущем. И хотя такое поведение очень распространено и кажется нормой, ученые считают, что оно не так уж и безопасно. Трудоголизм сравнивают с такими видами зависимого поведения, как алкоголизм, увлечение азартными играми и сексоголизм, — со всеми вытекающими негативными последствиями. Как понять, что вы «болеете» трудоголизмом, и что можно с этим сделать?

Не просто увлеченность

Само определение «трудоголизм» появилось еще в 1971 году. Его придумал американский психолог Уэйн Эдвард Оутс — под трудоголизмом он подразумевал «неконтролируемую потребность беспрерывно работать». Оутс описывал трудоголика как человека, чья нужда постоянно трудиться переходит все разумные границы, что негативно сказывается на здоровье, ощущении счастья, взаимоотношениях с людьми и социальной адаптации.

В дальнейшем ученые продолжили исследовать этот феномен — и оказалось, что с трудоголизмом все довольно сложно и запутанно.

 

Первое: нужно отличать трудоголизм от простой вовлеченности в свою деятельность. Вовлеченность — например когда человек входит в состояние «потока» и готов работать более 50 часов в неделю — может идти на пользу: исследования показывают, что такие люди здоровее, более удовлетворены своей жизнью и показывают лучшие результаты. А вот у трудоголиков все наоборот — они рискуют потерять здоровье, разрушить семейные отношения, при этом они часто недовольны своей работой и делают ее хуже других. В чем же кроется разница?

Второй важный факт — трудоголики практически всегда инвестируют в свой труд больше времени и энергии, чем необходимо. Не столь важно, сколько именно часов в неделю человек работает, — именно такое отношение к деятельности отличает трудоголизм от здоровой вовлеченности. Трудоголик одержим своей работой и старается сделать больше, чем от него требуется, — но, как мы уже отметили, это далеко не всегда позитивно сказывается на эффективности и необязательно приводит к высоким результатам, а, скорее, наоборот.

 

Наконец, как и у любой зависимости, у трудоголизма есть определенный паттерн развития — тот самый «порочный круг», посредством которого человек втягивается в разрушительное поведение. В самом начале, конечно, труд должен приносить удовольствие или как минимум временное удовлетворение — иначе как человек на него «подсядет»? Но со временем оказывается, что облегчение, вызванное погружением в работу, проходит очень быстро — и нужно инвестировать все больше и больше времени и сил, чтобы получить кайф. Ничего не напоминает? В конечном итоге трудоголик доходит до того состояния, когда ему или ей просто «надо» работать, хотя уже не хочется, и деятельность не приносит удовольствия. А отсюда уже один шаг до выгорания, проблем со здоровьем, психикой и отношениями — как у любых зависимых людей.

Кто рискует стать трудоголиком?

Около трети работающих людей считают себя трудоголиками — но, опять же, многие путают вовлеченность в труд с реальной проблемой. По оценкам ученых, в США около 5–10% взрослых людей действительно «болеют» трудоголизмом. Есть определенные факторы — как личностные, так и социокультурные, — которые предрасполагают к этой зависимости.

Вы всю жизнь страдаете от заниженной самооценки и стараетесь доказать всему миру, что достаточно хороши? Для вас в центре всего — достижения, результаты, награды? Тогда ваш риск стать трудоголиком растет. Часто трудоголизм развивается у тех, кто пережил трудное детство, — работа для них становится побегом от стресса, вызванного детскими травмами. Спровоцировать трудоголизм может и обстановка в конкретном офисе: начальник, поощряющий постоянное соперничество между коллегами, философия компании, поддерживающая переработки. Наконец, если человек вырос в культуре, где постоянно транслируется идея «победитель получает все», и впитал в себя эту установку, то нездоровое увлечение работой может стать логичным последствием.

 

Отдельно стоит отметить, что некоторые психические расстройства увеличивают риск человека стать трудоголиком — к ним относятся обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ученые провели исследование среди более 16 000 работников, среди которых около 8% попадали под определение трудоголиков, и сравнили, насколько выражены разные психические расстройства у людей со здоровым отношением к труду и с зависимостью от него. Оказалось, среди трудоголиков почти у трети людей также был СДВГ, у четверти — ОКР. Среди нетрудоголиков только 13% страдали СДВГ и 9% — ОКР.

На вероятность трудоголизма также влияют — хотя и не столь значительно — демографические факторы. Больше всего подвержены зависимости от работы молодые, хорошо образованные люди, которые выросли в семьях как минимум среднего класса. Женщины страдают от трудоголизма больше мужчин, одиночки — больше, чем семейные люди.

Наконец, ваша сфера деятельности, форма занятости и позиция в компании также сильно влияют на подверженность трудоголизму. Как можно было бы догадаться, менеджеры, самозанятые и люди, работающие в частных фирмах, скорее окажутся трудоголиками, чем люди, не занимающие управленческих позиций и трудящиеся на государство. Интереснее то, в каких сферах работники склонны развивать нездоровые отношения со своим трудом: к ним относятся торговля, сельское хозяйство, медицина, коммуникации и любые виды деятельности, связанные с консультационными услугами. Врачи, психотерапевты и женщины-юристы страдают трудоголизмом до пяти раз чаще всех остальных — среди них распространенность зависимости от работы достигает 25%.

Как понять, что вы трудоголик

Диагностировать трудоголизм должен специалист — например, клинический психолог или психотерапевт. Хотя такого заболевания, как «трудоголизм», нет в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам DSM-5, ВОЗ включила его последствие — синдром выгорания — в Международную классификацию болезней 11 пересмотра (МКБ-11) как «трудовой феномен». Так что, несмотря на то что трудоголизм официально не признан болезнью, к нему можно — и иногда нужно — подходить с позиций медицины.

Тем не менее, есть определенные тревожные звоночки, которые помогут вам понять, когда пора обращаться к специалисту. Ученые сформулировали 10 признаков, по которым вы можете заподозрить у себя трудоголизм:

 
  1. Вы постоянно торопитесь и «заняты».

  2. Вы хотите постоянно контролировать все, в том числе происходящее на работе.

  3. Вы склонны к перфекционизму.

  4. Вам сложно выстраивать личные отношения.

  5. Вы иногда работаете «запоями» — садитесь и не можете остановиться, пока не будете полностью обессилены.

  6. Вам сложно расслабиться, отвлечься от работы и просто провести время в свое удовольствие.

  7. Вы иногда не помните, о чем говорили или как добрались до определенного места, — все потому, что вы были слишком утомлены после работы или были заняты мыслями о ней.

  8. Вы часто бываете нетерпеливыми, раздражительными.

  9. У вас занижена самооценка, вы чувствуете себя недостаточно компетентными, беспомощными и бессильными.

  10. Вы игнорируете свои потребности, ставите свои нужды — такие как сон и еда — ниже своих обязательств.

Есть три диагностических опросника, которые применяются в научной и психологической среде, — они помогут специалисту достаточно достоверно оценить, трудоголик вы или нет. К этим опросникам относятся Work Addiction Risk Test (WART), Workaholism Battery (WorkBAT) и Dutch Work Addiction Scale (DUWAS). Проходя эти тесты, вы должны будете согласиться или отвергнуть определенные утверждения, связанные с нездоровым отношением к работе. Среди них, например, такие: «Я трачу свободное время на сторонние рабочие проекты», «Я часто забываю или игнорирую дни рождения и другие праздники», «Мне сложно делегировать, предпочитаю делать все самостоятельно», «Для меня важно много работать, даже когда деятельность уже не приносит мне удовольствия».

Почему развивается выгорание?

Выгорание — частое и практически неизбежное последствие трудоголизма. Если вам кажется, что излишняя, нездоровая вовлеченность в работу может спасти вас от внешних проблем, стресса и депрессии, вы ошибаетесь — все происходит с точностью до наоборот.

Если сравнивать трудоголиков с теми, кто имеет здоровый энтузиазм по отношению к работе, можно заметить, что у зависимых от труда людей есть сильная, слабо контролируемая потребность работать — практически компульсия, как у пациентов с ОКР. Они постоянно думают о работе даже тогда, когда физически не на ней. Сделать что-то по работе, доделать дома то, что не успели в офисе, — такие поступки слегка уменьшают у трудоголика напряжение и дают ему чувство комфорта, но очень краткосрочное. В целом, люди с трудоголизмом не в состоянии отделить себя от своей деятельности — это в конечном итоге приводит к повышенному уровню стресса. А из-за чрезмерного инвестирования времени и энергии в работу трудоголики не могут восстановить силы, например, взяв отпуск или мини-брейк, — и тогда стресс становится хроническим. Со всеми последствиями: выгорание, депрессия, тревожные расстройства, разрушение отношений с близкими, неудовлетворенность жизнью в целом.

Особенно трудоголики подвержены тревожным расстройствам — треть из них сталкивается с пограничными или клиническими значимыми проявлениями тревоги, что примерно в два раза выше средних значений по распространенности тревожных состояний. Примерно у 9% трудоголиков также можно диагностировать депрессию — это на треть больше, чем у населения в целом.

 

Интересно, что культура в той стране, где работает трудоголик, влияет на то, сколь негативными будут последствия выгорания. Американцы-трудоголики, например, чаще испытывают деперсонализацию — оторванность от ощущения собственного «я» — и ниже оценивают важность своих достижений по сравнению с трудоголиками из Китая. Исследователи объясняют это тем, что в США развита культура индивидуализма — каждый сам за себя, и в случае проблем с работой человек вынужден брать на себя всю ответственность, что плохо сказывается на самооценке. В Китае же доминирует коллективизм — и возможность получить социальную поддержку, в том числе от коллег, позволяет смягчить последствия трудоголизма.

Как себе помочь?

Трудоголизм является разновидностью зависимого поведения и так же, как алкоголизм и игромания, поддается лечению: на помощь придут психотерапия, групповые занятия, изменения в образе жизни, иногда — лекарства.

Самым эффективным подходом к избавлению от зависимостей признана когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — она же является первым выбором при борьбе с трудоголизмом. Используя инструменты КПТ, человек вместе с психотерапевтом может проработать свои мысли и установки, которые ведут к разрушительному поведению. Например, вы берете мысль «Я должен сделать эту работу, потому что никто другой с ней не справится» или «Мне нужно сдать проект прямо сейчас, иначе всему конец» — и разбираете, почему она ошибочна. Психотерапевт помогает избавиться от катастрофической интерпретации и выработать новые, более здоровые убеждения по отношении к работе — они в дальнейшем будут противостоять импульсам «срочно поработать еще».

В США для лечения трудоголизма используют программу «12 шагов» — ту самую, что дает хорошие результаты в борьбе с алкоголизмом. Первые «анонимные трудоголики» появились еще в 1983 году, а в 2005-м вышла книга The Workaholics Anonymous Book of Recovery. В ней авторы переосмыслили 12-ступенчатую программу, предназначенную для алкоголиков, чтобы ее можно было применять в терапии зависимых от работы.

 

Психологи, работающие с трудоголиками, проводят мотивационные интервью — они помогают определить цели человека и двигаться к ним более здоровыми способами, без переработок и компульсивных порывов к труду. Групповая и семейная терапии тоже могут помочь зависимым от работы. Наконец, некоторые используют комплексный подход: помимо работы с установками и мотивацией, человеку с трудоголизмом предлагают наладить диету и сон, заняться спортом, научиться техникам релаксации и разобраться с экзистенциальными проблемами — от которых, возможно, он или она и сбегает в рабочие дела.

Иногда трудоголизм может быть связан с нейробиологическими особенностями организма — например, недостаточной выработкой дофамина, важного компонента «системы вознаграждения» мозга. В таком случае помочь в борьбе с зависимостью могут некоторые лекарства, в частности антидепрессанты, — а заниматься лечением человека должен психиатр.

Трудоголизм может казаться позитивным явлением: люди, склонные к такой зависимости, часто энергичны, способны к высоким достижениям и ответственны. К тому же, в отличие от алкоголизма и наркомании, зависимость от работы не связана с проблемами с законом, антисоциальным поведением. Тем не менее, трудоголики часто страдают как от внутренних сложностей — нарциссизма, потребности все контролировать, одержимости работой, тревоги и депрессии, — так и от социальных последствий. Трудоголизм может вести к высоким доходам, но они часто сочетаются с одиночеством, выгоранием и неудовлетворенностью жизнью. Зависимый от работы человек недостаточно эффективен, делает больше, чем требуется, и в конечном итоге даже не получает удовольствия от деятельности — но остановиться уже не может.

Как и любая зависимость, трудоголизм сначала «делает что-то для» человека, а потом «делает что-то с» человеком. Это опасная дорожка — но вырваться из замкнутого круга можно, если вовремя прибегнуть к помощи специалиста и вылечить свою одержимость трудом.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+