К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Корпорации добра. Как благотворительные фонды хантят лучших специалистов из бизнеса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Кризис может стать отправной точкой для новой карьеры. Руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова объясняет, почему НКО стали вполне конкурентоспособными работодателями, зачем миллениалы все чаще ищут работу в третьем секторе и где можно освоить искусство фандрайзинга.

Коронавирус сильно ударил по мировому рынку труда. Аналитики hh.ru уже отметили снижение количества вакансий на 4% за последний месяц, в то время как соискателей прибавилось на 7%. Почти каждая десятая компания, по результатам исследования сервиса (опубликованы в «Известиях»), планирует сокращение штата.

В то же время российский некоммерческий сектор постепенно становится привлекательным рынком труда. Если раньше эта сфера держалась на волонтерской основе, то сейчас сотрудники более 70% российских НКО получают заработную плату. Профессионализм и компетенции специалистов из коммерческих отраслей актуальны, а требования к работникам порой даже выше.

Зачем миллениалы идут работать в НКО

Миллениалы, они же поколение Y, первыми стали рассматривать работу с точки зрения реализации высших потребностей — самоактуализации, помощи другим людям. Согласно отчету Deloitte, для поколения Y активность и общественно значимая деятельность имеют больший смысл, чем создание семьи или открытие собственного бизнеса.

 

Рынок российской благотворительности сформировался именно благодаря миллениалам. С начала 2010-х годов появились проекты и фонды, удовлетворяющие потребность молодого поколения не просто зарабатывать деньги, а быть полезными и нужными обществу.

Опрос руководителей и сотрудников благотворительных организаций показал: 65% респондентов считают, что привлечь компетентные кадры третий сектор может возможность в большой степени раскрыть свой творческий потенциал. Треть участников исследования указала, что трудоустройство в третий сектор привлекает их общественным статусом сотрудника благотворительности.

 

Учитывая это, НКО крайне необходимо придерживаться концепции talent-менеджмента: не только привлекать в команду талантливых специалистов, но и делать все возможное, чтобы удержать их и развивать вместе с организацией. Здесь стоит отметить нематериальную мотивацию, широко используемую в российских НКО: тренинги и курсы личностного роста, корпоративные курсы иностранных языков, пакет ДМС и (что очень важно, учитывая специфику сферы) работу с психологами.

Какие специалисты востребованы в третьем секторе

В третьем секторе привыкли выращивать топ-менеджеров из ассистентов, которые долго работали в штате и знают особенности внутренних процессов. Однако сегодня у благотворителей появилась потребность в профессионалах из бизнеса с их коммерческими компетенциями.

На руководящую позицию ищут грамотных управленцев с опытом CEO или управления крупными подразделениями. Больше всего на эту роль подходят те, кто работал в сфере услуг — b2b, b2c и даже b2g, а также в крупных торговых брендах.

 

Благотворительный фонд, как и любая НКО, — это такая же бизнес-среда, как недвижимость или ретейл, подчиняющаяся тем же законам экономики. Внутри существует четкая иерархия: председатель фонда, руководители направлений и проектов, линейные сотрудники, на которых также растет спрос: проджект-, ивент- и SMM-менеджеры, дизайнеры и пиарщики. Еще две профессии, всегда востребованные в третьем секторе, — бухгалтеры и юристы.

Образование и горизонтальный рост в НКО

В настоящее время в России нет полноценной системы обучения и развития сотрудников НКО. В вузах до сих пор не существует специальности фандрайзера, а это основа функционирования отрасли. Однако предпосылки к изменению ситуации уже наметились.

Так, в 2018 году фонд «Друзья», запустил образовательную программу для руководителей некоммерческих организаций Московской школы профессиональной филантропии. Цель — научить участников курса выстраивать работу благотворительной организации, начиная с подготовки стратегии и заканчивая такими узкопрофильными вещами, как коммуникации, личный бренд и привлечение средств.

Пока учебных заведений, которые бы предоставляли готовые кадры благотворительности, нет, готовить новых сотрудников приходится буквально «в полях». Человек из бизнеса, например, умеет продавать и вести переговоры, но для работы фандрайзером ему не хватает умения держать баланс между настойчивостью и деликатностью. Именно по этим причинам в благотворительности так развита система менторства, когда наставником выступает более опытный сотрудник, передающий все необходимые знания и навыки.

И если коммерческие компании больше нацелены на поиск сотрудника, который уже обладает достаточными навыками, то НКО готовы развивать профессиональные умения работников — то есть работать не только над вертикальным ростом специалистов, но и над горизонтальным.

 

D-Group.Social провел исследование, какие компетенции хотели бы расширить сами сотрудники благотворительных организаций. Это менеджмент, hr и работа в команде, социальное проектирование и управление проектами, управление финансами, PR и построение партнерства, публичные выступления, маркетинговые и фандрайзинговые коммуникации. Исследование полезно тем, что при подборе тренингов и курсов руководителям НКО теперь ясна не только потребность отдельного сотрудника, но и всей отрасли.

Какие в благотворительности KPI и зарплаты

Алла Цветова, глава рекрутингового агентства Lodka, проанализировала отклики на вакансии в НКО и пришла к выводу, что многие кандидаты сейчас хотели бы работать в сфере благотворительности. Причина этого —  возможность применить свои компетенции и наполнить их новым смыслом.

По данным аналитики «Авито Работа», зарплаты в НКО за год выросли на 11% — это самый высокий показатель по отраслям. Руководители фондов должны понимать, что для кандидатов из бизнеса следует предлагать достойное вознаграждение, которое будет их стимулировать на развитие. Экономика простая: лучше взять одного дорогого фандрайзера, который привлечет десятки миллионов, чем нескольких на среднюю зарплату, собирающих по копейке через краудфандинг.

Чтобы приблизить заработную плату в сфере благотворительности к коммерции, необходимы четкие системы KPI. Последнее для третьего сектора свежее веяние. Некоммерческой организации KPI позволяет декомпозировать стратегию развития на ближайшие годы до мельчайших задач и следить за их выполнением, а сотрудникам — получать премии или рассчитывать на повышение при выполнении заданных показателей.

 

Еще одна точка роста НКО и возможность эффективно распределять финансовые потоки на благотворительную деятельность и на административные расходы, включая зарплаты, — системы DRM (donors relationship management). Это аналог коммерческих CRM, благодаря которому организации третьего сектора могут видеть, какие KPI необходимо задавать и компетенции сотрудников требуют совершенствования.

Сегодня ситуация такова, что многим бизнесам придется выживать, урезая расходы и сокращая сотрудников. В это же время некоммерческие организации как никогда заинтересованы в создании hr-среды, максимально интегрированной с коммерческим сектором, и качественных кадрах, которые способствуют развитию благотворительности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+