«Главный принцип — не ломать себя». Давид Ян о том, какие привычки меняют качество нашей жизни
Одно дело — стремиться к бессмертию, а другое — физически его обрести. Вот я не уверен, что возможность обрести физическое бессмертие пойдет на пользу человечеству. Если бы человек знал, что будет жить вечно, непонятно, почему он должен что-то делать именно сейчас. Ведь именно факт, что твое время на Земле ограничено, заставляет тебя постоянно бежать вперед. А если твоя жизнь вечна и ты об этом заранее знаешь, какой смысл именно сегодня вставать с постели? Если можно и завтра «встать с постели», запустить проект, совершить открытие?
А вот желание людей жить дольше действительно заложено в нашем геноме. Так сложилось эволюционно: до сегодняшнего дня дожили именно те аллели ДНК, которые научились себя максимально продлевать. А те, которые не научились, просто погибли в процессе эволюции. Поэтому в каком-то смысле можно сказать: все живое, что сегодня существует, существует благодаря тому, что научилось удлинять срок своей жизни.
Сегодня есть множество инструментов, которые помогают увеличивать не только продолжительность жизни, но и ее качество. Вопрос в том, какими методами. Я точно не разделяю идею о «волшебных таблетках», которые тестируют биохакеры. Потому что есть доказательная медицина, которая работает с лонгитьюдными исследованиями, большими статистическими данными и моделями. И я очень сомневаюсь, что можно придумать нечто действительно полезное, тестируя таблетки на одном человеке. Если индустрия здравоохранения с миллиардными инвестициями до сих пор не придумала средства для вечной жизни, могут ли это сделать биохакеры в домашних условиях?
Я лично предпочитаю другой путь. Не через химические вещества, а с помощью силы воли и требовательности к себе: к своему питанию, к физическим упражнениям, к прочим практикам. В вопросе долголетия нет волшебной палочки, здесь надо именно вкладывать свои усилия, менять привычки и переламывать свою лень. Штука в том, что нужно постоянно выходить из зоны комфорта. Если ты будешь все время двигаться в сторону максимальной точки комфорта, если ты будешь постоянно снижать диапазон движений — и физических, и умственных, и любых других, — то сокращаются и годы твоей жизни.
Тривиальный пример с физическими упражнениями. Известно, что если ты мало двигаешься, то диапазон размаха твоих рук и вообще растяжки постепенно снижается. Ты меньше бегаешь — ты меньше можешь бегать, и т. д. Организм так устроен, что его надо постоянно выводить из зоны комфорта — и тогда он сохраняет свой диапазон, широту возможностей. А чтобы расширять эти возможности, нужно выходить из зоны комфорта еще больше. Это ровно как в «Алисе в Стране чудес»: чтобы не стоять на месте, нужно бежать. По этому поводу есть масса исследований, которые доказывают, что наши нейронные связи устроены так, что мозгу нужны постоянные встряски, задачи и преодоления, чтобы количество вновь появляющихся нервных окончаний превышало количество умирающих. Или как минимум находилось в балансе. Память сохраняется, только если ты постоянно что-то учишь, тренируешь мелкую и крупную моторику, бросаешь себя из жары в холод, получаешь новые впечатления, в том числе и визуальные впечатления — хотя бы мебель дома надо переставлять время от времени.
Теперь я ем все, что хочу
Важная часть этой истории — отношения с едой. Свою книгу «Теперь я ем все, что хочу» я написал потому, что хотел, чтобы наша няня не кормила детей белым хлебом с маслом, с сыром и со сладким чаем на завтрак, обед и ужин. Мне тогда пришлось разобраться, что является самым главным вредителем для нашего здоровья в питании. Я подошел к этому вопросу с двух сторон: во-первых, какие компоненты чаще всего вредят нашему организму, а во-вторых, к каким из них мы привыкаем. Я не врач, поэтому ссылаюсь на исследования из научных изданий и данные ВОЗ. В конце концов я пришел к выводу, что есть четыре продукта, к которым мы привыкаем, как к наркотикам, с детства и которые действительно вносят основной вклад в смертельные заболевания человека. И книга моя именно о том, как избавиться от зависимости от этих продуктов.
И здесь работает простой механизм: если ты повторяешь определенную вещь в течение определенного времени, у тебя начинает вырабатываться позитивное подкрепление — «гормоны счастья». Эндорфины, дофамины и другие нейромедиаторы, участвующие в формировании наших положительных эмоций, начинают вырабатываться, если ты делаешь что-то на регулярной основе. Мою книгу прочитало около 100 000 человек, и многие из них пишут, как они избавились если не от четырех, то как минимум от трех или двух «пищевых наркотиков». Я сам до сих пор придерживаюсь такой же схемы — и у нас в семье мы не употребляем хлеб в качестве продукта питания, для удовлетворения голода. Мы рассматриваем хлеб как пищевое развлечение, как и конфеты или печенье. Хотя я всегда был сладкоежкой, и мне нравилось соленое и хлеб, как и всем людям. Но я в значительной степени от этой зависимости избавился — не полностью, но в совершенно контролируемых размерах.
Мой главный принцип — не ломать себя, а изменить свои привычки и пристрастия. Настроиться на такую схему, при которой ты попадаешь в новое для себя состояние, когда тебе ХОЧЕТСЯ есть, жить, двигаться иначе, с пользой для себя. Леонид Богуславский как-то рассказывал мне, как бег становится «хорошим» наркотиком: ты сначала бегаешь через силу, а потом потому, что хочешь. И я замечаю, что когда выхожу на определенный объем тренировок, у меня действительно вырабатываются те самые дофамины и эндорфины. Так что надо просто научиться выходить из зоны комфорта. Если ты это делаешь на регулярной основе, то через какое-то время тебе на самом деле хочется выходить из зоны комфорта и расширять свой жизненный диапазон.