К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Как только карантин отменят, зрители прибегут к нам вприпрыжку». Как культура в регионах переживает пандемию

Фото DR
Фото DR
Forbes Life поговорил с представителями региональных музеев и других культурно-развлекательных организаций, чтобы узнать, как они собираются выжить в карантин и что ждет их после пандемии

К кризису и карантину никто не был готов, а культурный сектор в особенности. Музеи уже давно перестали быть просто музеями. Это гибридное обширное пространство с каждым годом все больше трансформируется в мультикомплексы. Карантин показал: культурной сфере обязательно нужно выходить в онлайн — это резкий толчок к изобретению новых форматов и раскрытию новых граней институции.

Совместные активности с подписчиками

При таком обилии онлайн-активностей сложно пробиться к новой аудитории, и центрам приходится работать над максимальным вовлечением имеющейся.

ЦСИ «Типография» в Краснодаре проводит утреннюю «Протестную аэробику», которая помогает научиться базовым движениям обороны: быть готовым к сопротивлению, уметь преодолевать физические границы и препятствия, выражать свое мнение. Участники группировки ЗИП, одни из основателей «Типографии», провели онлайн-турнир игры в Starcraft. Неожиданные положительные стороны карантина: перенос регулярного курса «Искусство быстрого реагирования» самопровозглашенного Краснодарского института современного искусства (КИСИ) в онлайн-формат позволил включить в процесс обучения еще больше студентов, находящихся в других городах.

 

Железногорский ЦСИ «Цикорий» запускает конкурсы для подписчиков. Просят нарисовать комикс о «Цикории» или опубликовать в комментариях детский рисунок. «Цикорий» появился только два года назад — это молодая институция, и таким образом они могут выстроить с посетителями новый формат коммуникации.

В этом году фестиваль современного искусства «Арт-овраг» в городе Выкса пройдет в десятый раз. Как рассказала Forbes Life председатель попечительского совета фонда Ирина Седых, фестиваль остается верен своей цели объединить горожан с помощью культуры, но из-за пандемии организаторы впервые стартуют с программой в онлайне. Команда запускает цифровую платформу, которая будет охватывать основные сферы жизни Выксы: давать актуальную информацию об эпидемиологической ситуации в городе, вести образовательные курсы для всех возрастных групп, от детей до людей пожилого возраста, детские интерактивные занятия, консультации с психологами, конференции для малого и среднего бизнеса и онлайн-концерты. Помогать людям не чувствовать себя в одиночестве. «Мы бы хотели помочь выксунцам в онлайн-режиме легче пережить нынешний кризис и преодолеть с меньшими потерями социальные, личные, эпидемиологические и экономические проблемы. Среди самых разных программ, которые мы вскоре запустим, например, «Чемпионы Выксы», где будем рассказывать выксунцам о соседях-горожанах, у кого какие спортивные достижения, кто танцует, кто поет, кто хорошо готовит», — рассказывает Ирина Седых. Интернет-портал начнет работать в ближайшие две недели. Программы благотворительного фонда «ОМК-участие» сейчас в стадии активных изменений, средства направляются на поддержку выксунского волонтерского штаба, в рамках Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе организована помощь одиноким пожилым и маломобильным людям, многодетным и малообеспеченным семьям Выксы. «Будем реагировать в зависимости от того, как меняется ситуация», — говорит Ирина Седых.

 

Первого марта этого года не открылись продажи билетов на Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна», который устраивают в музее-заповеднике Чехова «Мелихово». «Мы решили не рисковать, чтобы потом не переносить фестиваль второй-третий-пятый раз и не возвращать деньги за билеты», — рассказывает директор музея Константин Бобков. Сейчас музей подсчитывает убытки: за март — 1 300 000 рублей, за апрель — около 2,5 млн рублей. «Здоровье людей дороже, — говорит Константин Бобков. — Но когда нас откроют, заработаем изо всех своих возможностей. Пока активно развиваем социальные сети, выкладываем записи спектаклей, видеоэкскурсии по экспозиции, по выставкам». Терять сезон 2020 года в Мелихове не хотят. Этот год особенно юбилейный: 160 лет Чехову, 80 лет музею-заповеднику, юбилеи Левитана и Бунина. К юбилеям приурочены выставки, а в театральной фестивальной программе заявлен не только Чехов, но и Бунин. Музей придумал выход: растянуть десятидневный фестиваль на весь весенне-летний сезон, сделать так, чтобы все заявленные театры смогли приехать.

Протестная эробика от Zip Group.
Протестная эробика от Zip Group. ·DR

Совместные активности с локальным арт-сообществом

ЦСИ «Заря» во Владивостоке запустил проект «Futurum. Горизонт событий» для работы с арт-сообществом и художественного осмысления происходящего. Участники игры прислали свои прогнозы будущего, нейросеть «осмыслила» содержание текстов и на их основе предложила собственные варианты. Например, получилось такое высказывание (орфография, пунктуация и стиль ИИ сохранены): «Жизнь в Интернете докажет это. Но в этом нашем настоящем остаются неизбывные сомнения. Какую форму примет это сознание? Нам грозит опасность попросту исчезнуть. К счастью, я чувствую, что мой прогноз не сбудется. Природа передаст мне подарок. А здесь нас ожидало самое милое и благородное — настоящий беспорядок. Грядет торжество хаоса, потому что уже создан язык постижения, и мы будем учиться управлять хаосом, когда он наступит. Сама природа есть хаос». Также в рамках проекта местные художники проводят двенадцатичасовые эфиры из арт-резиденции «Заря».

Перестройка внутренней иерархии

SMM- и PR-отделы иначе встраиваются в структуру государственных музеев. Если раньше они «обслуживали» выставочные проекты, то сейчас стали смыслообразующими.

 

Самарский областной художественный музей во время карантина начал активнее осваивать соцсети, добавляя в них фирменную музейную риторику. Образовательный, выставочный и экскурсионные отделы нацелились на создание постов, которые осмысляются командой как документальные образовательные циклы передач. Местами это похоже на утреннюю телевизионную передачу, которая подбадривает и привычно общается с зрителями через ведущих, а в данном случае сотрудников музея. Скорее всего, этот формат останется и после карантина.

«Дорогие друзья, доброе утро!» — именно с этих слов начинает свою ежедневную работу в соцсетях Самарский музей. Мы каждый день рассказываем об экспонатах музея, выставляем ролики, авторские программы, которые записаны были давно и сегодня оказались так востребованы. Татьяна Петрова, заместитель директора по научной работе, сейчас ведет цикл «Наш авангард». На следующей неделе выйдут сразу две авторские программы. «Художник и Слово» Инги Чибиковой, она запишет ее не выходя из дома, и «История самарской живописи» Светланы Шатуновой», — рассказывает директор музея Алла Шахматова.

Волго-Вятский филиал ГЦСИ, который располагается в нижегородском «Арсенале», оказался в ситуации двойного кризиса. Прекратив отношения с РОСИЗО, он так и не успел окончательно влиться в структуру ГМИИ им. Пушкина, в ведомстве которого теперь ГЦСИ. Поэтому, например, сайт cети ГЦСИ пока не работает. Но «Арсенал» активно действует в соцсетях. В нынешней ситуации директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор видит возможность обдумать стратегические вопросы. «Наша миссия не изменилась, — говорит Анна Гор. — «Арсенал» — по-прежнему пространство художественной коммуникации для развития человека и территории. Но технологии этой коммуникации могут меняться. Это не имеет принципиального значения: то Гутенберг изобрел наборный шрифт для печати, то интернет, то фейсбук. Главное, за этим успевать. Поэтому сейчас мы активно участвуем во всех возможных соцсетях. Выкладывает свои видеопрограммы, проекты, архив фестиваля «Вазари», ставим новые теги. В ситуации, когда произошло своеобразное обобществление музейных онлайн-ресурсов, любому пользователю стало доступно все, нам приходится конкурировать уже со всеми музеями мира, и с Лувром, и с галереей Тейт. В этих условиях нам важно свою аудиторию не потерять. Уже сейчас становится ясно: если раньше онлайн был вспомогательным средством для музеев, то теперь проекты будут создаваться на равных и в онлайне, и в офлайне. Но я думаю, что, как только карантин закончится, наш зритель быстро вернется». Пока этого не произошло, «Арсенал» перенес планы подведения итогов премии «Инновация» на отдаленное будущее.

Пермский музей PERMM, первый и пока единственный в России государственный музей современного искусства за пределами двух столиц, тоже столкнулся с внутренней перестройкой. Наиля Аллахвердиева, руководитель музея, рассказывает: «У нас небольшая команда и отдельного пиарщика нет, но есть smm-менеджер Женя Казук. Поэтому все, что касается пиара и брендинга музея на период карантина, — результат коллективного штурма, и это не оторванная сфера рефлексии, а размышления о том, что такое ПЕРММ в формате онлайн. Это прежде всего разговор о ценностях и о новых отношениях с нашими зрителями. Безусловно, smm-менеджер влияет на форматы, как минимум это требования к объемам текстов, языку публикаций, использованию простых, но важных языков и активная работа со сториз. В целом музею, конечно, сложно дается перестройка, потому что у нас большое музейное тело офлайн и у нас никогда не хватало сил на работу в онлайн-форматах. Главный вызов — команда учится на своих ошибках работать профессионально с операторами и редактировать видеоконтент, осваивать квалификацию видеорежиссеров и медиаменеджеров. Учимся смотреть на музей через объектив. С другой стороны, мы уже очень много всего попробовали и начинаем получать удовольствие от результатов — от первой онлайн-экскурсии по выставке «Экстемпорари», серии коротких интервью с командой музея или «Разговоров о главном времени» с художниками и кураторами, ну и, конечно, у нас очень веселые программы образовательного отдела для всей семьи».

Фандрайзинг и технологии малого бизнеса

«Смена» в Казани существует без постоянной частной и государственной поддержки. Центр современного искусства открылся в 2013 году и за это время, кроме выставочной и образовательной деятельности, запустил свою издательскую программу, а также организовал одноименные регулярные книжные выставки, фестиваль дебютного документального кино «Рудник», фестиваль искусства и краеведения «Искра» и фестиваль городских инициатив «Инвентаризация».

 

Сейчас «Смена» ускоренно вводит программу патронажа. Для попечителей был разработан целый комплекс специальных событий, привилегий и сервисов. От участия в закрытых событиях и возможности проведения собственного события на площадке «Смены» до закрытой рассылки информации о главных событиях искусства и культуры во всем мире и консультаций по арт-маршрутам, включающим в себя знакомство и встречи с представителями российского и зарубежного художественного сообщества.

Для простых посетителей Центра «Смена» разработана SMENA PASS — отложенный абонемент на мероприятия, который можно приобрести заранее во время карантина и поддержать институцию прямо сейчас. По новой карте можно посетить пять любых лекций, мастер-классов и кинопоказов до конца 2020 года со скидкой 25%. Абонемент будет действовать, например, на совместные показы с кинопрограммой Garage Screen московского музея «Гараж», среди которых первый фильм Бьорк «Можжевеловое дерево» и номинант на премию «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля «И придет огонь».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+