Основатель консалтингового агентства InvestRelations Asia Ольга Филатова в период пика эпидемии была в Китае и наблюдала тренды, которые проявились в стране в условиях карантина.
Клубиться в сети
Китайские компании начали подстраивать свою работу и контент под текущую ситуацию и нужды людей. Офлайновый бизнес стал активно использовать онлайн-технологии, например, китайские клубы и музеи запустили в онлайне трансляции, экскурсии, стримы, начали внедрять VR/AR-сервисы. Один из рейвов, прошедший в новом формате живой музыки — cloud clubbing, собрал более 2 млн человек. 9 февраля известный ночной клуб OneThird, у которого есть филиалы в Пекине и Ханчжоу, получил от зрителей почти 20 млн TikTok Coins во время рейва, что составляет свыше 1 млн юаней ($143 000)
Заниматься фитнесом онлайн и поддерживать клиента и друга в WeChat
Сеть фитнес-клубов F45 предложила пользователям тренировки на WeChat — популярном в Китае приложении для обмена сообщениями. Тренеры ежедневно запускали круговую тренировку, создавали лист упражнений. Одной из самых популярных активностей стал «челендж по планке», когда люди активно поддерживали успехи друг друга и общались в сети во время карантина.
Заводить новые привычки
Китайские граждане, первыми в мире попавшие под удар болезни, вынуждены были быстро освоить новые привычки. Молодежь научилась готовить дома, а старшее поколение — покупать товары онлайн. Люди начали осваивать азы финансовой грамотности и разумно тратить деньги, активно заниматься спортом дома, в том числе йогой. Местные продуктовые магазины для жителей Китая стали предпочтительнее гипермаркетов.
Закреплять успех технологий
В чем секрет живучести китайского бизнеса и того, что жизнь не остановилась во время карантина? Один из главных факторов успеха — цифровизация доставки. В крупных городах КНР товары, приобретенные в интернете, можно получить на дому в пределах 20 минут после совершения покупки. Сеть Alibaba Cainiao поддерживает продавцов через систему цифровой инвентаризации с поддержкой искусственного интеллекта. Сервис связывает интернет с офлайновыми торговыми точками, поэтому после блокировки в Ухане Alibaba перевозила в провинцию медикаменты и продовольствие.
Еще одна причина — забота о комфорте потребителей. За последние пять лет Alibaba Group, JD.com, MTDP (Meituan Dianping) и другие компании изменили поведение китайских потребителей. Еще в 2019 году до вируса онлайн-покупки делали около 74,8% от общего числа интернет-пользователей Поднебесной. Сочетание цифровой зрелости потребителей и оцифрованных цепочек поставок позволило местным бизнесам организовать доставку на дом необходимых предметов людям, находящимся в самоизоляции.
И если в 2019 году крупные торговцы Европы столкнулись с серьезными логистическими трудностями во время «черной пятницы», оставив многих пользователей без подарков, то Alibaba и Amazon отмечали свои успехи по итогам Дня холостяка и Дня благодарения.
Верить в красивую жизнь после кризиса
Производитель предметов роскоши Hermes сегодня отмечает признаки нормализации обстановки в КНР. На материковой части Китая компания открыла почти все свои магазины, кроме двух. Китайская сеть Chow Tai Fook Jewelry Group Ltd., крупнейший в мире продавец ювелирных изделий, к середине марта возобновила работу 85% из более чем 3600 своих китайских магазинов.
Трафик в люксовые магазины в Китае — от Burberry Group Plc до Kering SA 's Gucci — быстро растет после падения на 80% на пике вирусной вспышки в начале этой зимы, в результате чего продажи брендов варьируются. В ближайшие недели восстановление может ускориться благодаря фактору revenge spending — траты «из чувства мести за потерянное время».
На днях на входе в бутик Chanel в люксовом торговом центре в Ханчжоу выстроилась очередь. Пока китайцам запрещен выезд за рубеж, они штурмуют местные магазины, тем самым поднимая продажи.
После эпидемии коронавируса 2020 года экономика КНР, вероятно, начнет заметно расти, как это было в 2002–2003 годах после эпидемии вируса атипичной пневмонии (SARS), поразившей ряд восточных стран и остановленной в Южном Китае. Коронавирусная инфекция COVID-19 может стать призывом к пробуждению для Европы и США, которым следует ускорить цифровую трансформацию своих экономик, чтобы быть готовыми к следующей пандемии.