Деятельный идиот. Как «Последний министр» Романа Волобуева высмеивает российских чиновников
Министр перспективного планирования (в реальности такого не существует) Гаврютин прерывает заседание, где в очередной раз обсуждали что-то неважное. Громко заявляет, что все ему надоели, и — в лучших традициях жанра — умирает. На некой «Площади» (по всей видимости, Старой, где располагается Администрация Президента РФ) размышляют о приемнике Гаврютина. «Должен быть идиот, но деятельный», — говорит таинственное лицо, желающее то министерство развалить. Выбор падает на Евгения Александровича Тихомирова (Ян Цапник).
В 2016-м Тихомиров в качестве мэра умудрился утопить выдуманный город Малая Пышма на Урале. Сейчас же герой ушел на «пенсию» — покуривает сигару и перечитывает, что неудивительно, «Идиота» Достоевского. Заручившись другой книжкой — о Столыпине из серии «ЖЗЛ» — Тихомиров соглашается выручить министерство, а заодно и страну спасти. Только он еще не знает, что его там будут ждать не желающие ничего менять чиновники-функции.
Аарон Соркин и Паоло Соррентино
Режиссер проекта Роман Волобуев признается, что делал этот сериал не без оглядки на работы американского сценариста Аарона Соркина. Помимо выдающейся «Социальной сети» Дэвида Финчера и крепкого «Человека, который изменил все» с Бредом Питтом, в послужном списке Соркина есть два легендарных сериала: «Западное крыло» про Администрацию президента США и «Служба новостей» про внутреннюю жизнь ньюсрума. Тематически «Последний министр» следует первому, а сюжетную схему заимствует у второго. Но в большей степени Волобуева хочется «уличить» в копировании шедевра европейского — «Молодого папы» Паоло Соррентино.
Каждый эпизод «Последнего министра» начинается с чуть ли не идентичных «Молодому папе» открывающих титров — Тихомиров медленно пересекает кабинеты министерства под бойкую мелодию, символизируя этакое разрушение установленных там порядков. Объекты сатиры обоих проектов тоже родственны. Смеются авторы над элитой своих стран: Соррентино — над церковной и политической (в «Новом папе» особенно заметен крен в сторону правительственной верхушки), а Волобуев — политической и светской (в некоторых героях отчетливо видны знакомые персонажи глянца или чиновничьи дети).
Но насколько открывающая «Молодого папу» композиция «All Along The Watchtower» (переработка хита Боба Дилана) далека от безызвестной темы «Последнего министра», настолько и сам российский сериал не может подобраться к высокохудожественному произведению Соррентино. «Последний министр» более легкомыслен и карикатурен. Здесь нет покадровых повторений шедевров искусства и идеально выстроенных мизансцен. Почти все персонажи (за исключением главного героя и молодой стажерки Сони Скворцовой) статичны и функциональны. Своей подачей российский проект скорее походит на неглупые американские ситкомы, — например, «Чудотворцев» Саймона Рича или «Вице-президента» Армандо Ианнуччи.
Интеллектуальная игра с неглупыми шутками
Как раз в «неглупости», интеллектуальной игре с деталями и зрителем и заключается основное достоинство «Последнего министра». На стене кабинета Тихомирова — увлеченного фигурой Столыпина — висит картина, изображающая столыпинское убийство. С телеэкранов вещает оппозиционный канал «До\\\дь»«Дро\\\ь», где в роли ведущей появляется сосценаристка проекта Елена Ванина. Спортом новоиспеченный министр занимается в футболке «Наш Крым». А первой инициативой Тихомирова становится отмена поправки к закону, отвечающая за запрет мата. Это, к слову, приводит к удивительно забавному конфузу.
И даже жаль, что вот таких, как с бумом матершины или хлесткой сатирой на дела «Росмолодежи», то есть по-настоящему смешных фрагментов, в «Последнем министре» (по крайней мере в четырех из шестнадцати эпизодов, что мы видели) не так много. Но, в любом случае, само появление такого смелого сериала — важная констатация факта, что благодаря онлайн-платфорам кинопощечины в России стали возможны. А во времена внесения поправок в Конституцию и обнуления сроков это особенно важно.