К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время играть в камни. Почему китайская Го стала так популярна среди российских политиков и бизнесменов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Китайская игра Го, в которую играет вся азиатская элита, набирает популярность в кругах российских бизнесменов и чиновников. Оказывается, она помогает не только наладить связь между Востоком и Западом, но и решать конкретные проблемы — в бизнесе и жизни. Мастер Го Михаил Емельянов объясняет, как это работает

Британский писатель Киплинг как-то заметил: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда. До самых последних дней Земли, до Страшного Суда». Перефразируя Киплинга, для европейцев восток — дело тонкое и загадочное, они с трудом могут понять, как коммуницировать с людьми востока. Между тем, мир постепенно меняется, культуры сближаются — и коммуницировать необходимо.

Россия, объявив о сближении с Китаем в сфере экономики и бизнеса, начинает постигать эту страну с более близких к ней регионов, где ментальность русских и китайцев может быть относительно схожа благодаря территориальной близости. Но по складу характера и нормам общения русские — все-таки европейцы. Наш культурный код одинаково близок американцам, европейцам и австралийцам. Именно поэтому восток нам кажется непонятным в своей сущности. В итоге культуру Японии, политику Китая и деловые обычаи Кореи мы принимаем как есть, совершенно не подвергая анализу традиции, существующие дольше, чем все наши государства и страны. Хотя известно, что тот, кто хочет «познать душу» своего собеседника (бизнесмена, политика или художника — неважно) обязан взглянуть на мир глазами сидящего напротив. Примечательно, что то, что европейцы называют точкой зрения (point of view), жители востока связывают с определенным иероглифом, подразумевающим чужой взгляд на предмет, но не опасный, а несущий в себе скрытую от тебя информацию.

В сокровищнице китайской стратегический философии есть особая жемчужина — игра Го (или «вэйци»). Название игры означает «окружать камнями». Генри Киссинджер в свой книге «О Китае» рассматривает Го как один из ключевых факторов, определяющих мировоззрение человека Востока.

 

Если шахматы — игра за решительную победу, то Го — игра затяжной кампании. Здесь невозможна тотальная победа, когда одному игроку достается все. Го учит искусству стратегического окружения и превосходства. Раньше в нее учились играть императоры, а сегодня это игра президентов и важный элемент делового общения азиатских элит. В Го играют председатель КНР Си Цзиньпин, президент Южной Кореи Мун Чже Ин, политики и руководители крупнейших компаний, таких как Alibaba, CITIC, Huawei, Toyota, Samsung, Xiaomi. Основатель Alibaba Джек Ма говорил: «Принципы, которые я постиг в Го, заложили успех моего бизнеса».

На Западе о загадочной «игре в камни» многие впервые узнали из новостей о победе искусственного интеллекта AlphaGo над чемпионом мира Ли Седолем в 2016 году. Победа разработанной в Google машины над азиатским мастером стала символической точкой отсчета новой эпохи в развитии искусственного интеллекта. Авторитет Го в странах Азии настолько велик, что в Китае, Корее и Японии правительства немедленно выделили десятки миллиардов долларов на исследования в области искусственного интеллекта. Ведь поражение человека в Го считалось невозможным.

 

Как играть в Го

Правила игры просты. Доска расчерчена на 361 перекресток (или 361 пересечение) и в начале игры остается пустой. У каждого игрока есть по 180 камней, различающихся только цветом (черные или белые). Фигур как в шахматах нет. Игрок сам создает «фигуры» из камней, строя крепости и войска для атаки.

Игроки ходят по очереди, ставя камни на любой перекресток на доске, выстраивая позиции силы, одновременно стремясь окружить и захватить камни противника. Задача — огородить максимальную территорию и защитить ее от вторжений соперника. Игра заканчивается, когда не осталось возможности расширить границы своих владений, и вся территория поделена между игроками. Победа определяется по числу перекрестков территории, которыми удалось овладеть.

Большое игровое поле и минимум правил открывают практически несчетное число возможностей для игры, превращая ее в зеркало проблем, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Только это стратегическое зеркало. Изюминка Го — в особой нелинейной стратегии, которая «течет как вода», говоря словами Сунь-цзы. Только такая сверхгибкая стратегия становится жизнеспособной в волатильной реальности, когда каждый день просыпаешься в новом мире.

 

В 2018 году на Восточном экономическом форуме во Владивостоке лидеры китайского бизнеса вели жаркие дискуссии с российскими коллегами о большой стратегии Россия-Китай. Во встрече участвовали президенты CNPС, SiNoPec, Сибура, Полиметалла, руководители РСПП и Фонда развития Дальнего Востока. Мероприятие проходило под эгидой министерства экономического развития России. Обсуждение стратегии было предельно откровенным благодаря уникальному формату. Гостям из Китая предложили вместо формальных речей поговорить с российским бизнесом на языке Го. После дискуссии желающие могли сыграть партию, выбрав себе пару из числа российских партнеров по бизнесу.

Для большинства делегатов из Китая было шоком узнать, что русские бизнесмены активно учатся играть в Го — в Китае считают, что философия игры недоступна для понимания европейцев. Поэтому сессия и турнир бизнесменов вызвали небывалый интерес в Китае, новость об этом вошла в топ просмотров, наравне со встречей В.В. Путина и Си Цзиньпина. Уникальный для ВЭФ формат стратегической сессии, соединенной с матчем в Го, придумал Сергей Горьков, еще возглавляя Внешэкономбанк, и успешно реализовал его в должности заместителя министра Минэкономразвития. Мораль истории: если хочешь построить отношения в Азии, достаточно поставить пару камней на доску Го, и перед тобой откроются двери, о которых ты и не догадывался ранее. В руках российских политиков и бизнесменов Го стала инструментом мягкой силы по завоеванию влияния среди элиты Китая, Кореи и Японии.

Восприятие Го как философии, а не простого соревнования в умную игру, принципиально для понимания этого культурного феномена. Концепции Го определяют стратегические решения в политике и бизнесе на Востоке, где Го воспринимают как универсальный язык, на котором разговаривают те, кто принимает большие и сложные решения.

Поэтому по поручению Си Цзиньпина в Китае сейчас создают большие центры изучения стратегии Го. Подобно большим университетам, они раскинутся на десятках гектаров. Первый центр уже строится в Жичжао. Согласно проекту, в нем будет пять деревень, олицетворяющих страны-хозяйки игры. В представлении китайцев Россия входит в их число, наряду с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. На протяжении почти 20 лет шла борьба за возможность провести первый чемпионат мира не в Азии. И лишь России удалось получить право принимать чемпионат мира у себя. Это сигнал политическому руководству России, сделанный традиционным для Азии жестом непрямой стратегии — передачей права проведения чемпионата мира.

Стратегии из Го для бизнеса и реальной жизни

Сегодня Го входит в пятерку лучших бизнес-игр мира. Ставя белые и черные камни на расчерченную сеткой доску, мы учимся стратегии создания и расширения бизнеса, управления коллективами людей, находя новые пути по выходу из кризиса и вдохновение для побед в конкурентной борьбе.

 

Вот несколько стратегических советов Го для бизнеса:

  1. Делись, а не борись. Не пытайтесь «съесть» все чужие камни. Лучшая война ведется, не обнажая оружия. Об этом говорил еще Сунь-цзы. Цель стратегии в том, чтобы избежать прямой борьбы. В игре Го невозможно победить, пытаясь захватывать чужие камни. Агрессия и штурмовщина – признаки отсутствия стратегического видения. Играйте и обыгрывайте, а не нападайте на конкурента. В конечном итоге побеждает не самый злой, а самый гибкий. Примером гибкой стратегии является подход руководства «Магнита» к развитию сети. Вместо того, чтобы конкурировать с сильным противником в крупных городах, Магнит осваивал небольшие города в провинции. Дележ территории позволил Магниту избежать уничтожающей конкуренции и вырасти настолько, чтобы сейчас на равных играть с лидерами рынка в любой точке России.
  2. Думай за противника. Однажды в пик кризиса 1980-х годов один из основателей Intel Энди Гроув безуспешно пытался найти путь спасения компании. Японские конкуренты побеждали Intel на традиционном для компании рынке модулей памяти. За чашкой кофе Гроув спросил своего коллегу, чтобы тот предпринял, если бы они сейчас вышли из офиса и вошли как будто в первый раз? Тот ответил: «Я бы закрыл производство модулей памяти и сосредоточился на микропроцессорах, так как они отлично продаются, и Intel вне конкуренции». Гроув посмотрел на него и спросил: «А что же нам мешает поступить также?». В бизнесе, как и в игре Го нужно уметь смотреть на ситуацию чужими глазами. Например, глазами конкурента. «У смотрящего со стороны восемь глаз», гласит японская поговорка. Взгляд со стороны скажет намного больше, чем поиск решения внутри ситуации.
  3. Делай только лучшие ходы. Нельзя победить, делая ставку на всё подряд. Как понять, какие решения приводят к победе, а какие к поражению? Стратегия требует предельной избирательности и точности. Как найти свою цель в мире, где волатильность только нарастает? Безупречный ход в игре Го целится в несколько целей одновременно. Ты движешься сразу по нескольким направлениям развития, быстро отсекая те, что ведут в тупик. Такие мультицелевые ходы создают идеальные условия для победы. В бизнесе такое умение демонстрируют компании-лидеры, способные развиваться сразу в нескольких плоскостях и переключаться на самую перспективную из них, исходя из обстановки. Примером такой стратегии стало решение Fujifilm сделать ставку одновременно на развитие цифровой и пленочной фотографии. Увидев реальную перспективу цифровой технологии, японская компания в стиле Го быстро перестроила свою стратегию, оставив главного конкурента — Kodak — позади.
  4. Не теряй силу духа. Если бы сильный всегда побеждал слабого, стратегия была бы не нужна. С помощью стратегии слабый может побеждать даже того, кто сильнее тебя в десятки раз. Чем игра человека отличается от игры искусственного интеллекта? У машины нет страха проиграть. Но у нее нет и желания выиграть. Ли Седоль стал единственным человеком, кто выиграл в Го у искусственного интеллекта. В полностью проигранной партии он нашел невероятный ход, который по-настоящему был ошибкой и не приводил к победе. Но нейросеть не смогла отыскать лучший ответ и проиграла эту партию. Из самой тяжелой ситуации всегда есть выход. Этому учит игра Го. Если оказался в затруднении, действуй нестандартно, ищи способ выйти из негативного окружения. Главное преимущество человека – сила духа, по-японски «киаи». Именно она определяет победу и поражение. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+