Мистер конгениальность. Где искать профессиональных менторов и наставников
Два года назад я столкнулся с самым жестоким в своей жизни личным кризисом. Беда, конечно, не приходит одна, и его частью стал кризис профессиональный. Ответы, которые я тогда искал, уже много лет ищут в образовании. Стеклянный потолок, отсутствие понимания, куда двигаться дальше, профессиональная демотивация, перегорание, выходы из бизнесов — всему этому, по нашему замыслу, должен быть ответ в образовании. Однако я, проработав в свое время 8 лет в «Вестнике профессионального менеджера» HBR, хоть и подсознательно, но вполне четко понимал, что умные профессора на мои вопросы не ответят (кроме того, что уехать на МВА мне не позволяло время). Хотелось, чтобы на мои вопросы ответил условно я сам, но на три года старше, — пусть не такой подкованный, как PhD в менеджменте или психотерапевт, но столкнувшийся с похожими ситуациями и вопросами и как-то их решивший. Я стал искать таких людей. Когда нашел и отрефлексировал свой опыт, понял, что совершенно необязательно повторять его только в личные кризисы — лучше сделать постоянным «обучающим треком» в своей жизни.
Мы все наблюдаем бум практик, так или иначе связанных с развитием внутреннего мира человека. Герман Греф привозит в Сбербанк духовного лидера Садхгуру. Запускаются медиа и каналы, связанные с тем, как работать с собой и над собой. Кажется, саморазвитие практикуют все новые лидеры. Для интереса можно почитать, что происходит на эту тему в Кремниевой долине (например, про основателя Twitter Джека Дорси, который всерьез увлекся «взломом» организма).
Понятно, что курс на оптимизацию себя — это часть поиска ответов на вопросы, которые не дает образование (скорее всего, и не должно). Одно из ответвлений этого хайпа — попытки отыскать нужное знание не только в себе, но и в опыте других людей, так или иначе похожих на нас, но чуть более опытных и прокачанных. Поэтому запрос на менторов огромен. Наставника хотят найти молодые прогрессирующие менеджеры (их может волновать стеклянный потолок и неумение строить коммуникации с топ-менеджментом), взрослые управленцы (с проблемами вроде отсутствия мотивации и баланса работы и жизни до попыток инвестировать в стартапы) и предприниматели, у которых есть вопросы про что угодно. И это притом что никто толком не знает, каким должен быть ментор и как с ним работать. Другой большой запрос — формирование сообществ. У них повестка та же — получить возможность послушать не теоретика-профессора, пусть и сильно умного, а такого же профессионала, как ты сам. Не только приобщиться к знанию, но и обсудить его, задать вопросы, самому что-то добавить. Обсудить не только индивидуально, но в группе полезных собеседников. В конце концов, сделать действительно хороший нетворкинг (а не как обычно), а заодно приземлить те фундаментальные знания, которые были получены, например, в том же МВА. Это, разумеется, не полноценное образование, но вполне себе процесс получения знаний и передачи опыта.
Менторы и сообщества (которые могут быть построены на самых разных принципах — от совсем узкоотраслевых до тематических или личностных) — самые простые и понятные способы «поучиться об людей», как мы это называем. Но совсем не единственные: кэмпы и совместные поездки, закрытые и тщательно управляемые телеграм-чаты, закрытые (!) конференции и митапы, индивидуальные собеседники — все это тоже инструменты образования нового времени. Они помогают развиваться, дают ответы на важные вопросы, обеспечивают нетворкинг и содержательное общение с качественными людьми. Сразу отметим, все перечисленные здесь инструменты не имеют никакого отношения к коучингу и тренингам. Это — про людей, таких же, как и вы сами. И про знание — пусть отчасти экспериментальное.
Менторы. Пожалуй, самый понятный формат. Хотя в действительности нет никаких гайдлайнов, где и как искать менторов, как строить с ними отношения, как их мотивировать. Ментор — это старший товарищ. Вы, но лет через 10, 15, 20. Сам предприниматель, управленец или инвестор — не коуч, не психолог, не преподаватель и уж точно не «специалист по личностному росту». Появился целый ряд операторов, который предлагает «биржи» менторов — свечей я не держал, но советовать их точно не готов.
Большая часть работы здесь лежит на менти (ученике): он должен найти и заинтересовать ментора, придумать формат и согласовать частоту общения, определить цели. Большие обсуждения всегда вызывает вопрос, надо ли платить ментору. Логика подсказывает, что нет — ведь это человек, который свои деньги заработал и продолжает зарабатывать на профессиональной ниве, которая не имеет отношения к менторству. Значит, даже если бы он и брал гонорар, менти он бы точно был не по карману (погуглите, сколько стоит ужин с Баффетом, который вполне можно превратить в разовую менторскую сессию). Мотивация должна быть другой. Самая простая и работающая — когда вы предприниматель и ментор потенциально заинтересован стать вашим инвестором. Другая — банальное желание помочь, опять же, себе, но младше на 10, 15, 20 лет. Искать менторов можно, например, в Facebook.
Сообщества. Желание пообсуждать свою, да даже чужую проблему, но в кругу интересных и похожих на себя людей — вечно. Идея клубов не нова, но меняются сами люди, а вместе с ними и форматы. Заседания с кальянами, баня и алкогольные вечеринки подходят далеко не всем. Один из самых близких большинству форматов — это классические alumni (встречи выпускников. — Fobes) университетов и бизнес-школ. Поэтому они и самые живые.
На самом деле выстраивать взаимодействие можно вокруг какой угодно скрепы — от совсем профессиональной (есть, например, очень сильные комьюнити технологических продуктологов) до предпринимательской (из классических — YPO или EO). Найти свое сообщество, как и менторов, сложно. Самые хорошие обычно закрытые или полузакрытые, у всех есть процесс отбора и формальные и не очень требования — от оборотов компании до списка ценностей потенциального участника. Списка крутых сообществ нигде нет. Лучший способ искать их — через друзей и знакомых. У некоторых хороших групп, которые живут в социальных сетях, тоже есть офлайновые сущности.
Каналы. Отличной средой для сообществ стал Telegram, который, с одной стороны, быстро получил статус прогрессивного мессенджера (поэтому там «сидит» очень много качественных людей), а с другой— действительно имеет удобный инструментарий для общения, в том числе в группах. Telegram кишит самыми разными сообществами — особенно много их на ниве технологий и предпринимательства. По-настоящему хорошие комьюнити, конечно, закрыты, но есть и открытые. Кроме того, можно, подписавшись, вступать в диалоги и обсуждения. Есть, например, большой канал Shmit16, который вырос из закрытого сообщества молодых технологических предпринимателей. В нем много людей, которые активно и хорошо пишут про продукт, технологию, практики развития и всякие экспериментальные вещи типа биохакинга.
Индивидуальные обсуждения. Хоть и не всегда, но обычно ментор — это все же история про профессиональное развитие и все, что с ним сопряжено. Но люди, которые хотят эволюционировать, думают не только про работу. Куда будет двигаться мир? Каково будущее семьи? Что можно сказать о последнем эссе Марка Курцвейла? Давайте честно, у большинства из нас человека, с которым бы можно было обсудить эти вопросы, чаще нет, чем есть. Эпистолярный жанр изобретен не нами, и все мы в школе или институте читали про переписки великих людей, которые нередко даже не были лично знакомы, но это не мешало им десятилетиями писать друг другу глубокие письма. Мессенджеры подарили новые возможности — не только быстро обсуждать вопросы и перекидываться стикерами, но, находясь далеко, осмысленно общаться на самые разные темы. Разговоры у условного костра вполне можно перенести в онлайн, если грамотно их отформатировать.
Из этих элементов можно создать трек непрерывного «обучения об людей» — примерно так, только посложнее, выглядит мой личный. Общий совет, который я бы дал при его формировании, — скептически относиться к тем, кто активно себя рекламирует как ментора, сообщество, канал, блог или любой другой центр знаний. Потому что здесь все как в жизни: хорошие люди обычно на дороге не валяются.