Дневники Берлинале-2020: Джонни Депп борется с экологическими преступниками, а итальянский художник страдает
Прошедшие показы Берлинале одновременно и обнадеживают, и огорчают. Конкурс принес душераздирающую биографическую драму об искусстве и инклюзивности («Я хочу спрятаться»), а также довольно бездарную смесь бразильской комедии и попытки поиграть в жанр джалло (броских и незамысловатых фильмов ужасов) из Аргентины — «Чужак». Смотреть второй практически невозможно. Досидеть до конца этих длинных полутора часов заставило лишь то, что окружающие зрители крепко спали. В параллельных программах организаторы по традиции продолжают подхватывать социальную повестку, не забывая развлекать и успокаивать. В общем, надеемся на лучшее в следующие дни.
Минамата
режиссер: Эндрю Левитас
программа: Berlinale Special Gala
Первый же материал об известном фотографе журнала Life Юджине Смите в интернете описывает его как «непокорного и неподражаемого». В университете под него специально разрабатывали индивидуальную программу обучения, а место работы никогда не было постоянным. В один «Life» Смит приходил несколько раз. Самый известный снимок «непокорного» (уж больно нравится нам это слово) — японка, держащая в руках своего сына-инвалида. Мальчик таким родился из-за отравленной ртутью воды на побережье Минамата. Путешествие Смита в те края в начале 1970-х с целью раздобыть шокирующий и сенсационный фоторепортаж, а также борьбу небольшой деревенской общины с производственной машиной показывает в своем новом фильме режиссер и художник Эндрю Левитас.
Вызывающий дождь из слез (в японском духе метафора) кадр напевающей колыбельную матери. Тишина и лишь одинокое дыхание ее больного сыночка. Титр «Основано на реальных событиях». А далее — внезапный и дерзко смонтированный эпизод проявки негативов. Красные цвета, нетрезвый Джонни Депп и трек I’d Love to Change the World. Лента Левитаса вскрывает позорный нарыв японской истории — ситуацию наплевательского отношения магнатов к людям и экологии. Конечно, от «Минаматы» хочется съежиться, укрыться, но влюбляет в себя фильм не заставляющим трепетать содержанием, а необузданной, даже новаторской формой — фильм часто превращается в черно-белую (только такие снимки делал Смит) фотографию, а монтаж характерен скорее не для социально-политической драмы, а для молодежного триллера. Такой набор впечатляет. Разве что финал с бьющей по ушам музыкой, а также несколько слишком надуманных и словно в спешке написанных сюжетных линий могли быть чуточку изящнее, а значит, в этом случае, мощнее.
Я хочу спрятаться
режиссер: Джорджо Диритти
программа: Основной конкурс
«Я хочу спрятаться» итальянца Джорджо Диритти тоже основан на реальных событиях. Событиях из жизни художника Антонио Лигабуэ, с юных лет страдавшего витаминной недостаточностью и рахитом, которые вкупе с совсем уж недостойным отношением к нему старших привели и к психологическим проблемам. Во многом из-за ментального нездоровья называвший всегда себя художником человек несколько раз оказывался в доме для душевнобольных, часто притеснялся уличной шпаной, но при этом смог реализовать себя — в живописи. Его изображения животных, а также знаменитые автопортреты стали мировым достоянием.
Режиссер в двухчасовой картине пытается охватить весь земной путь Антонио. Во взрослении ребенка с особенностями бесспорно талантливый Диритти находит возможность для нелинейного, погружающего в сознание героя повествования, а в основном отрезки жизни уже человека-аскета — для разговора об инклюзивности и неподдельном искусстве. «Я хочу спрятаться» способен разорвать сердце, и никаких жизнеутверждающих лекарств от него не ждите. Надежда точно существует, но слишком далека она от Антонио, которому выпала судьба одиночки — за обедом, в кабинетах врачей и на смертном ложе.
Вперед
режиссер: Дэн Скэнлон
программа: Berlinale Special Gala
До премьеры роуд-муви «Вперед» от автора «Университета монстров» Дэна Скэнлона анимационным событием года виделся другой потенциальный хит Pixar — «Душа» — на первый взгляд, более философскими смыслами и говорящим названием. Но директора Берлинского кинофестиваля включением анимации в программу показали, что и предшествующие «Душе» обаятельные эльфы-путешественники не так уж и просты. «Вперед» сочетает в себе две важных для примечательности категории — он вышел одновременно сверхтрогательным и актуальным. В поисках камня, который должен помочь героям-братьям на день вернуть из мертвых отца, они встретятся с чередой мифических персонажей — феями, Мантикорой, кентаврами... Только вот позабывали все о своих сказочных корнях и обросли рутинными делами. В ходе дорожных приключений Иэн и Баркли (именно так зовут главных персонажей) помогут как внутрекадровым персонажам, так и зрителям еще раз переосмыслить институт семьи, теорию поколений (один из братьев — зумер, второй — миллениал) и современный взгляд на чудо, а точнее — его вымирание. Полный оптимизма финал же заставит снова поверить в себя и свои силы, даже если мир вокруг все время шатается.