Дорого и нет времени. Почему россияне не любят спорт и что с этим делать
Всего 12% россиян ведут здоровый образ жизни, в том числе регулярно занимаются спортом, — это данные Росстата за 2019 год. Для сравнения: в Европе и США этот показатель превышает 40%. Печальные цифры вполне бьются с другой статистикой: здоровье и хорошее самочувствие не входят в топ главных ежедневных потребностей наших соотечественников. Если верить опросам, для «нормальной жизни» нам в первую очередь нужны полноценное питание, деньги на оплату жилья, одежду и обувь — какой уж тут ЗОЖ.
Кроме неустойчивой экономики, есть и другая причина низкой популярности здорового образа жизни. В России фитнес и ЗОЖ как явление возникли в конце 1990-х — начале нулевых, а по-настоящему массовый интерес к ним стал появляться лишь десять лет назад. А на западных рынках «курс на здоровье» взяли еще в 1970-е. Временные границы, в которых государство, работодатели и СМИ транслируют людям значимость регулярной физической активности, за рубежом значительно шире, поэтому там фитнес уже давно вошел в привычку.
Зачем нам нужен спорт
В Европе и Америке люди, кажется, лучше понимают зависимость между собственным здоровьем, социальным и экономическим благополучием, а также осознают, что физическая активность необходима человеку не только для подтянутости и бодрости. Регулярные упражнения снижают риск серьезных заболеваний, например инсульта, сахарного диабета, рака, артрита, предотвращают увеличение веса, повышают уровень «хорошего» холестерина и уменьшают количество вредных для здоровья триглицеридов. У людей, которые пренебрегают движением, на 20-30% выше риск смертности по сравнению с теми, кто занимается спортом. Кроме того, физическая активность улучшает настроение, снижает беспокойство, помогает справиться с депрессией, повышает энергию, улучшает сон и возвращает искру в сексуальную жизнь. К сожалению, в России обо всех этих полезных свойствах спорта помнят немногие.
А как у них?
На Западе ЗОЖ давно ассоциируется с успехом и благополучием. Внешний вид и забота о себе могут вывести человека в более высокую социальную страту, а спортивная внешность приветствуется при найме на высокую должность. Например, в США люди с лишним весом (около 40% от общего населения, по данным Организации экономического сотрудничества и развития) в основном работают в низкооплачиваемом сегменте специалистов. В Европе любовь к спорту активно поддерживается со стороны государства и работодателей. во Франции правительство повышает зарплату людям, которые добираются на работу на велосипедах, в Литве разработали программу, направленную на снижение потребления сахара, в местных филиалах компаний Twitter и Microsoft обязательно есть спорт-залы и фитнес-центры. Все это мотивирует людей заботиться о своем здоровье.
В России любовь к активному и здоровому образу жизни только набирает обороты — это не может не радовать, но масштабы развития тренда пока довольно скромные. Общая динамика роста фитнес-индустрии в 2018 году составила всего 5,7%, в то время как в 2017 году было 7,5%. Отрасль развивается в основном в крупных городах России: в Москве и Московской области составляет 47% рынка, в Санкт-Петербурге — 11,5%, в городах-миллионниках — 21%, и только 20,5% приходится на оставшийся рынок страны. Из-за слабой поддержки со стороны государства и медиа наше общество воспринимает ЗОЖ как моду, а не как физиологическую потребность человека. К сожалению, пока спорт сильно проигрывает двум своим главным конкурентам — дивану и телевизору.
Как заинтересовать людей спортом
Майскими указами президента 2018 года к 2024-му мы должны увеличить темпы роста доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55%. Хотя уже сейчас, по данным ВЦИОМ, больше половины россиян декларируют, что занимаются спортом или иной физической активностью, но систематически это делают всего 38% (занимаются фитнесом, бегом, спортивной ходьбой и плаванием от 75 минут в неделю). При таком раскладе получится ли реализовать указ президента — зависит от методики подсчета цифр. Самое важное в этой ситуации не достичь нужного количества процентов, а сделать так, чтобы граждане страны понимали важность двигательной активности для долголетия, хорошего самочувствия и личных достижений.
Что мешает людям регулярно ходить в спортзал? 41% россиян называют главным препятствием для занятий отсутствие времени, 31% жалуются на состояние здоровья, а 19% говорят о том, что физическая активность им не нужна. Что касается фитнеса, то очень высокая ставка аренды, высокие налоги на фонд оплаты труда (ФОТ составляет 40% расходной части любого фитнес-клуба), высокая стоимость земли и кредитных денег — все это мешает развитию отрасли в стране, появлению новых фитнес-центров с удобным расположением и адекватным ценником. Наше государство не считает фитнес социально ориентированным бизнесом, не вводит льготы и не дает преференции — если учесть высокие ставки по кредитам для фитнеса (14-15%), неудивительно, что за последний год в стране закрылось больше 500 спортивных центров.
Получается системная проблема: у людей нет времени и желания, а у индустрии — поддержки, чтобы создавать инфраструктуру. Как повысить популярность спорта? Можно делать это через работодателей — организовывать спортзалы в офисе или оплачивать абонементы для сотрудников. Можно снизить ставки на аренду и кредиты для фитнес-центров. Можно посвящать теме ЗОЖ больше времени в прайм-тайм на федеральных каналах, больше говорить о спорте в печатных и онлайн-СМИ. Если бы каждый третий блогер в Instagram говорил о значимости физической активности, это уже значительно бы повысило вовлеченность людей. Можно придумывать новые форматы и оригинальные проекты, которые помогут еще больше людей заинтересовать спортом. Можно делать все это вместе — и тогда, возможно, ЗОЖ превратится в норму.