Брутализм, винтаж и ренессанс костюма: как в 2020 году кино влияет на моду в режиме реального времени
Исторический брутализм и военная форма
Новый киносезон оказался богат на исторические фильмы. Причем авторы рассказывают в основном истории из «длинного» девятнадцатого века, захватывая и Первую мировую. На экраны уже вышел «Маяк» с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо. Черно-белая суровая хоррор-драма крайне удачно вписалась в контекст актуальных трендов мужской моды. В начале года я уже писал здесь о важном тренде на новый брутализм — и вот же он, очень точно проиллюстрирован в фильме о двух смотрителях маяка, живущих в одиночестве на острове в конце XIX века. Бушлаты, свитеры, грубые фланелевые рубашки — изымаем их из гардероба героев, снабжаем кроссовками — получится готовый стритстайл.
К той же брутальной эстетике апеллирует еще один фильм, уже вышедший в России, — «1917» Сэма Мендеса. Военная форма Первой мировой войны сильно упростилась в сравнении с обмундированием XIX века. Грязно-серая гамма, все оттенки хаки, свободные брюки галифе — эти спутники окопной войны тоже нашли свое отражение в образах современной моды.
Завершить блок военного брутализма стоит драмой «Офицер и шпион» Романа Полански, которая выходит в прокат 6 февраля. Фильм рассказывает о знаменитом деле Дрейфуса — французского офицера, которого обвинили в шпионаже на том лишь основании, что он еврей. Сам обвиняемый в кадре почти не появляется, зато эпоха представлена более чем ярко, со всеми деталями военной формы конца XIX — начала XX века.
Возвращение классического костюма
Возрождение тейлоринга и возвращение в моду костюмов взамен мертвеющего стритвира (от англ. Street wear. — прим. ред.) — еще один значительный тренд 2020-го. Традиционное портновское искусство, как и образ классического мужского костюма, сформировалось еще в первой трети XIX века, где разворачивается действие фильма «Эмма» — очередной экранизации Джейн Остин (в России выйдет в апреле).
Но комплект «пиджак-жилет-брюки-рубашка-галстук» как золотой стандарт мужского костюма зафиксировался чуть позже — уже в середине позапрошлого столетия. Об этой эпохе рассказывает новая экранизация великих «Маленьких женщин». Если сама история не нова, то актерский состав блещет самыми актуальными именами молодого Голливуда: Тимоти Шаламе, Сирша Ронан, Флоренс Пью. Фильм заработал шесть номинаций на «Оскар», в том числе за костюмы — они хоть и «исторические», но активно обсуждаются в модных журналах. Выверенный крой нарядов героев вполне можно рассматривать как тонкий намек зрителям на то, что и в третьем десятилетии XXI века костюм должен сидеть исключительно хорошо.
Ностальгией по другой эпохе идеальных костюмов — середине ХХ века — пропитана биографическая драма «Лицо со шрамом» (выйдет в июне). Это история о знаменитом гангстере Аль Капоне, правда, уже сломленном и больном, вспоминающем прошлое, где были шляпы, рубашки, идеальные костюмы и жестокие убийства.
Продолжая костюмную тему, логично вспомнить о секретных агентах, своевременно лишенных нарочитого мачизма. 2020-й начался с комедии «Камуфляж и шпионаж» — мультфильма, который высмеивает стереотип маскулинного спецагента (спойлер: трудно быть мачо, когда тебя превращают в голубя). Суровый образ становится мягче и в мартовской комедии «Мой шпион», где брутальный герой вынужденно расстается с изрядной долей мачизма из-за привязанности к маленькой девочке.
Но незыблемым образцом баланса брутальности и элегантности, а также выдержанного классического стиля, соединяющего все лучшее от итальянской и британской костюмных школ, остается Бонд. Джеймс Бонд (не обошлось без этого клише в трейлере, не удержался и я). 9 апреля на экраны выходит «Не время умирать» — очередная часть эпопеи о легендарном герое, который ушел было на свою геройскую пенсию, но вынужден вернуться в строй. В этот раз ждем Бонда-Крейга в мягких костюмах песочного цвета с темно-синими галстуками, военных синих свитерах, кашемировых поло и идеально сидящем жестком сером костюме с белой рубашкой. Традиционнее некуда.
Винтаж и маскулинизация женской моды
Семидесятые — десятилетие, растянувшееся между 1968 и 1981 годами, — остается одним из важнейших источников вдохновения для дизайнеров. Эра сексуальной свободы, хиппи, диско и первых рок-звезд откликается в моде 2020-го пайетками, бохо-шиком, бахромой, охрой и цветочными принтами.
На экранах в этом году ждем два феминистских манифеста с перекликающимися названиями и сюжетом, развернувшимся в 1970-х: драма «Мисс Плохое поведение» с Кирой Найтли в роли феминистки Салли Александер и сериал «Миссис Америка», где Кейт Бланшетт сыграла юриста Филлис Шлэфли. Оба о борьбе против сексизма и стереотипов, за свободу, равные возможности и победу diversity. С точки зрения моды и фильм, и сериал лишь подкрепляют устойчивый тренд на винтаж: афганские пальто и вельветовые брюки пребудут с нами на экране и в жизни.
Продолжая феминистскую повестку, важно отметить ремейк классики студии Диснея «Мулан». Оригинальный мультфильм 1998-го рассказывал историю девушки, которая, переодевшись мужчиной, отправилась на войну вместо отца и стала героем. Судя по трейлеру киноверсии, основа сюжета осталась прежней, а вот в деталях изменилось многое – например, появилась новая антагонистка, колдунья из племени захватчиков. Миллениалы, выросшие на образе сильной, дерзкой и свободомыслящей Мулан, пойдут смотреть фильм уже со своими детьми, потому крайне любопытно увидеть, что изменилось в образе героини. Впрочем, основа ее стиля осталась неизменной — не состоявшись в женственном костюме невесты, Мулан реализуется в мужском обличии. Так маскулинизация женской моды получает еще одну фиксацию в массовой культуре.
В «мужском» мягком, но широкоплечим пиджаке вроде тех, что представлял в своих женских коллекциях Армани в 1980-х, появляется на экране Чудо-женщина из новой части комиксной саги («Чудо-женщина: 1984» выйдет на экраны 4 июня). И пусть «рабочий» костюм супергероини создан по канонам винтажных комиксов, «штатские» наряды Галь Гадот в фильме отлично вписываются в брутальную женскую моду 1980-х и напоминают оскароносные образы Дайан Китон или Джулии Робертс того времени.
Личностный подход
Среди самых ожидаемых картин этого года о жизни замечательных людей — лента «Дэвид Боуи: История человека со звезд» (снова привет 1970-м), биография Ареты Франклин «Респект» с Дженнифер Хадсон в главной роли (надеемся, эта работа оправдает ее участие в провальных «Кошках») и документальный фильм «Однажды...Тарантино» о, собственно, Тарантино. Так что ожидаем модные съемки и стилизации образов знаменитостей на ковровых дорожках в духе Зигги Стардаста, соул-звезд пятидесятых и, возможно, бесславных ублюдков.
Достойным завершением галереи главных кинообразов 2020-го станет «Новый Папа» — самый стильный сериал последних лет от маэстро Соррентино. Раньше Папа был один, а теперь их стало два: во втором сезоне Джуд Лоу схлестнется с Джоном Малковичем. Это будет в том числе противостояние стиля. Ждем еще больше роскошных спортивных костюмов, кашемировых сутан и контрастных сочетаний цветов: белого, черного и красного — архетипических и древних.