Просто делай: Оскар Хартманн о Форресте Гампе и о том, почему высокий IQ не гарантирует успеха
Традиционно всем почему-то кажется, что ум — самый большой предсказатель успеха. И когда люди по всему миру видят кого-то, сделавшего нечто значительное или выдающееся, то автоматически присваивают ему высокий интеллект. Почему? Это неверно и не является главным фактором успеха.
Действительно, чем выше интеллект или уровень IQ, тем больше шансов стать успешным в бизнесе или в чем-либо другом, поэтому многие думают, что чем выше показатели, тем лучше. Но при IQ выше 100 корреляция с успешностью в чем-либо теряется. В США было проведено масштабное исследование: из двухсот пятидесяти тысяч одаренных детей отобрали две тысячи с IQ выше 150 и отслеживали их в течение жизни. Оказалось, что никто из них не добился не то что Нобелевской премии, но вообще никаких выдающихся результатов.
Посмотрите, сколько вокруг вас успешных, но не таких, как вы, умных и образованных людей. И сколько очень умных людей, которые ничего не могут сделать. Это явление мы наблюдаем ежедневно, как закон физики. При этом 90% людей считают, что их IQ выше среднего. То есть на самом деле вашего интеллекта уже достаточно для всего, чего вы хотите достичь и о чем мечтаете. Уже сейчас можно и нужно работать с тем, что вы знаете. Ведь одно дело — понять, и совсем другое — сделать.
Конечно, если IQ невысок, то можно столкнуться с определенными проблемами. Хотя... Приведу отличный пример. Для меня очень важным фильмом является «Форрест Гамп», он мой самый любимый. Я смотрел его больше двадцати раз. О чем он? О простом парне из американской глубинки с низким IQ, который очень мало думал и очень много делал. В результате он добился выдающихся успехов в разных сферах: стал чемпионом по настольному теннису, известным бегуном, преуспел в бизнесе, стал отцом. Раньше я постоянно об этом думал и готов биться об заклад, что в сто раз лучше быть таким вот Форрестом, чем обычным среднестатистическим человеком.
Ректор:
— А мой любимый фильм — «Собачье сердце»!
Отличный выбор. Очень символично. Мысль о том, что интеллект не главное в достижении успеха, достаточно болезненна и агрессивна для нашего менталитета.
Я живу в России, до восьми лет рос в Казахстане, работал в Украине, именно поэтому, хорошо зная менталитет людей, я давлю на их болевые точки. Не так ли, дорогой читатель? В России и на постсоветском пространстве очень сильно понятие интеллигентности и доминирование консервативно-образовательной культуры, научной, сложной, продуманной. Образование и интеллект в которой — ключевые факторы.
А я отрицаю эту концепцию пожизненного обучения!
Ректор:
— Ты не обидишься, если я отойду подальше, а то в тебя сейчас тухлые помидоры полетят? Не хочу испачкаться!
Я прекрасно понимаю, что вопросы правильного образования в современном мире комплексные и очень сложные. Ими занимаются все мировые лидеры, но пока в дискуссиях намного больше вопросов, чем ответов. Сейчас идет время больших перемен. Мы с моим партнером Игорем Рыбаковым верим в школу как в центр социума и базового образования. Было бы нечестно говорить иначе, ведь я сам окончил лучший экономический университет Германии. В этот период жизни, помимо обучения, с человеком происходят еще более важные процессы. Но в дальнейшем я стал использовать совершенно другой подход, максимально приближенный к практике. Я хочу обратить внимание, что, безусловно, образование очень полезно, но если присутствует «передоз образования» или вечный фокус только на нем, то это приводит к «плато» в развитии, то есть к отсутствию роста.
Для меня интеллект — это способность достигать комплексные цели. Именно достигать, а не понимать. А повсюду интеллектом считается способность сложно думать. Но если посмотреть на то, что делают многие считающиеся умными люди и где они находятся по отношению к своим же собственным планам, то происходит путаница.
В современном мире курение — очень глупое действие, оно является четвертой по распространенности причиной смертности. Курение ослабляет действие многих лекарств. С курением все понятно и доказано тысячу раз. Не думаю, что кто-то ставит себе целью курить. И при этом один миллиард людей по всему миру курят! Мы ежедневно наблюдаем образованных людей с сигаретой во рту! Если спросить этих людей, то все они минимум два–три раза принимали твердое решение бросить.
Глуп тот, кто совершает глупые поступки. Люди являются заложниками своего образа мысли, они не видят, что застряли. Действие оказалось в «слепой» зоне, вне видимости мозга. Эти люди не могут перевести идеи и знания в результат, они подобны мощной машине на льду: колеса крутятся, а движения вперед нет, как будто отсутствует коробка передач.
В США из-за активного внедрения в умы философии успеха такие люди страдают от депрессии, виня себя в том, что ничего не добились. Если не в Америке, стране возможностей, то где тогда? Винить другого в своем неуспехе всегда проще и гораздо менее болезненно.
Ректор:
— Я большой любитель русской классической литературы, особенно Достоевского и Чехова, и руковожу университетом, но когда я вижу жену своего любимого брата, то весь трясусь и постоянно пытаюсь задеть ее. А приводит это к тому, что брат приезжает в гости все реже и реже. Это очень печально, и понимание Достоевского никак не помогает решить проблему, может, даже наоборот. Мне есть над чем задуматься.
Да, Форрест Гамп считается простаком, отношение к нему, мягко говоря, презрительное. Что говорить о Форресте, если любой счастливый человек может прослыть странноватым только потому, что много улыбается.
В итоге является ли интеллект фактором, способствующим достижению целей? Однозначно да, если он приводит к конкретным действиям. Именно поэтому для меня интеллектом является способность достигать целей, а не понимать их. Если же интеллект приводит к бездействию, то таким фактором он точно не является. По достижении комплексной цели общество признает в людях высокие интеллектуальные возможности. Может, они и не наберут в IQ-тесте 100 баллов, но они точно умны, ведь смогли достичь сложных целей. В отличие от многих интеллектуалов, некоторым из которых даже свою комнату трудно держать в порядке, не говоря уж о чем-то более сложном.
Ректор:
— И тут наступает время первой мини-лекции.
Образование хоть и не является ключевым фактором в достижении целей, но играет важнейшую роль, повышая шансы на успех. Мы ни в коем случае не отрицаем образование, но, безусловно, существует образовательный «передоз». Обучение людей идет до 23–25 лет. Какой смысл затягивать его до 30 или 40? В России уже огромное количество людей с высшим образованием, или даже двумя или тремя.
В нашем UNLEARNING UNIVERSITY мы опытным путем определили важный момент: чтобы человеку достаточно далеко продвинуться практически в любом вопросе, необходимо некоторое количество часов усердного обучения, потом первые практические шаги и далее параллельное с практикой обучение. Конечно, мы не говорим о таких сферах, как медицина или ядерная физика.
Большинство людей изучают то, что может им когда-нибудь пригодиться, но в 99% случаев этот момент никогда не наступает. Так работает школа. Образование по типу just in case, на всякий случай. Мы же предлагаем другой путь, навык получения знаний just in time, точно в срок. Как в японской технологии производства, когда на конвейер подаются комплектующие, необходимые в данный момент. Вместо того чтобы учить что-то впрок, вы идете в темы, которыми занимаетесь в настоящее время или займетесь в ближайшее. Главное здесь — не импровизировать. Большинство людей «здесь и сейчас» делают плохо, потому что импровизируют и не изучают то, чем занимаются.
Навык быстрого получения любого нового знания в пути очень важен для современного мира и особенно важен в предпринимательстве, где фактор неопределенности невероятно высок. В старой модели запас знаний выглядел, как рюкзак, который мы заполняем знаниями и идеями. Но когда в нужный момент мы пытаемся достать их оттуда, знания либо уже забыты, из-за особенностей работы мозга, либо просрочены.
Мы живем в мире, где в кармане носим целый магазин, в нем есть все. Зачем брать с собой в поход рюкзак, если можно взять целый гипермаркет?
Идем дальше. Кто-то считает, что вся сила в информации. Тот, у кого есть ноу-хау, тайное знание, инсайдерская информация, выигрывает. И снова нет! До возникновения книг информации было так мало, что она распространялась из уст в уста, потом создавались библиотеки, а сейчас есть интернет. Казалось бы, он дает доступ к неограниченному объему информации, и теперь все проблемы будут решены. Уже больше половины населения Земли подключены к интернету. Сейчас у каждого в кармане библиотека больше, чем у любого из царей прошлого. Но выяснилось, что появление интернета никак не повлияло на решение проблем. По последним данным неравенство в обществе лишь усилилось, и по всему миру царят эпидемии ожирения и депрессии.
Двадцать лет назад, когда я начинал интернет-бизнес, надежды на интернет как на инструмент устранения неравенства были очень большие. К сожалению, они не оправдались.
То есть информация и доступ к ней тоже не являются узким местом. Действие и есть самый главный, но скрытый фактор. Это видно из следующего примера. Представьте, что вы политик и хотите улучшить жизнь общества. Вы начинаете развивать образование и увеличивать его доступность, строите библиотеки в деревнях, запускаете повсюду интернет. Ба-бах, а жизнь-то лучше не становится, особенно если уровень образования и так высок, что мы наблюдаем в развитых странах.
Ректор:
— И почему же?
Не был учтен скрытый фактор, действие. Понимание того, что узкое место как раз и есть действие, оно открывает нам истинное положение вещей. Как я уже писал выше, оно заключается в существовании огромного разрыва между знаниями и тем, что люди реально делают. Теория против практики, или так называемый knowledge-action gap.
Если бы только теория и знания определяли разницу в жизни людей, то все были бы здоровыми, богатыми, красивыми и имели хорошие отношения с близкими. Но мы не можем объяснить мир без учета фактора действия.
Правильный вопрос от Оскара
Какие важные в вашей жизни вещи вы знаете, но не делаете?
Например, все знают, ЧТО надо делать, чтобы иметь красивое и здоровое тело, но основная сложность заключается как раз в конкретных действиях. Мы наблюдаем огромную разницу между знаниями людей и их ежедневными, ежеминутными действиями, происходящими по всему миру. Я считаю, что предприниматели — именно те люди, которые переходят от знаний к практике и шаг за шагом превращают идеи в реальность.
Любому человеку, принимающему каждый день душ, в голову хоть раз приходила бизнес-идея. Но все эти идеи смываются вместе с водой в канализацию. Моя мама шутит: «Пришла хорошая мысль, увидела, что дома никого нет, и ушла. Наверное, к другому, кто любит делать». Идея сама по себе ничего не стоит.
Когда я работал в Boston Consulting, я выяснил, что существуют люди-аналитики. Аналитики крупных банков и консалтинговых агентств имеют перед глазами всю картину экономики. Они видят, чего не хватает и где излишки, видят, куда идет экономика, и делают прогнозы. Их видение вообще нельзя сравнить с видением предпринимателей, особенно молодых, чей уровень анализа приблизительно следующий:
— Я съездил в США и увидел такую тему! Представляете, все мои друзья сразу купили! Надо делать здесь такую же!
Но что интересно. Меня очень удивляет, что из среды аналитиков практически не выходит предпринимателей! В их мозгах вообще нет связи между знанием, действиями и тем, что они сами могут что-то построить.
Предприниматель — тот, кто может взять идею и превратить ее в практику. Именно он может преодолеть узкое место, заключающееся в отсутствии действия. Я уважаю и ценю предпринимателей, поэтому я посвящаю свою жизнь развитию предпринимательства.
Ректор:
— Оскар, у меня тут есть к тебе просьба. Понимаешь, у одного моего родственника появилась идея, которую он хочет обсудить с тобой.
— Стоп, давай ты будешь направлять ко мне только тех родственников, которые, помимо идеи, уже что-то сделали. У тебя такие есть?
— Есть! Один открыл малюсенькую ферму по выращиванию морковок, и ему нужен совет.
— Вот таких, кто просто взял и сделал, я уважаю в десять раз больше. Зови — встречусь!
По опросам более 40% взрослого населения мира имеют бизнес-идею, с которой живут уже более года, но ничего не делают конкретного. Победителями становятся в исполнении, а не в планировании, как мы и говорили раньше. В предпринимательстве действие эффективнее и дешевле планирования или исследования рынка. В текущих условиях сделать лэндинг-пейдж, описать продукт, запустить продажи и посмотреть отклик в десять раз дешевле, чем делать анализ рынка! Это short cut, короткий путь.
Когда мы создали компанию CarPrice (международная компания, сервис по безопасной продаже автомобилей с пробегом через онлайн-аукцион, в настоящее время имеет сто двадцать офисов в пятидесяти двух городах России), я сделал инвестиции в похожие компании по всему миру, и оказалось, что Япония была самой лучшей страной по рамочным условиям для этой бизнес-модели. Но в Японии просто не было подобной компании, в которую я мог бы инвестировать.
Я поехал в Японию, и местные консалтинговые компании предложили мне сделать исследование рынка на предмет оценки потенциала такой компании. Я получил различные предложения на сумму от $250 000 до $500 000. Тогда я взял и просто открыл компанию в Японии. До момента первой продажи мы потратили $100 000. И только когда мы уже продавали сто машин в месяц, наши затраты достигли $200 000. Соответственно, полностью запустить бизнес стоило меньше, чем провести исследование рынка!
Главное — избавиться от драмы и отпустить фиктивный страх неудачи. Почему большинство людей не поступают так, как я в этом примере? Потому что сказать «нет», опираясь на результаты оплаченных исследования, безболезненно! А сделать что-то и получить «нет» в реальности — очень болезненно. Расценивайте это не как неудачу, а просто как определенный результат, практическое исследование.