К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции миллиардера Петра Авена


Forbes знает все о дорогих вещах и их владельцах. В новом выпуске «Дорогих штучек» журналист и бизнесвумен Тина Канделаки расскажет о любви банкира Петра Авена к русскому искусству и самых дорогих произведениях из его коллекции

Глава банковской группы «Альфа-банк» Петр Авен прославился вовсе не любовью к роскошным яхтам и бизнес-джетам, а своей страстью к живописи. Следуя традициям российских коллекционеров и меценатов начала 20 века, он собрал поистине уникальные полотна, которые могли бы составить честь любому музею — будь то Эрмитаж или Лувр. Его коллекция русского искусства считается лучшей среди частных.

Любовь к живописи возникла у будущего банкира еще в школьные годы. По словам Авена, в 16 лет он стал завсегдатаем воскресных показов в доме у вдовы художника Роберта Фалька. Она не только рассказывала о полотнах своего гениального мужа гостям, но и предлагала купить некоторые работы. В те годы эти бесценные шедевры продавались за вполне подъемные деньги — около тысячи советских рублей, и юный Петр Авен даже просил отца купить кое-что из картин Фалька. Но у главы семейства Авенов были другие представления о прекрасном.

Банкир смог утолить свою страсть к искусству только в 1990-е годы, когда в стране появилась возможность легально купить огромное количество шедевральных полотен. Свою первую картину он приобрел в 1993 году, это был натюрморт Павла Кузнецова 1920-х годов. Бизнесмен заплатил за нее всего $5000.

 

Авен задался целью собрать лучшую коллекцию русского искусства в мире и не жалел на это денег. Неугасающий интерес к живописи и огромные финансовые возможности позволили банкиру стать крупнейшим игроком на российском арт-рынке. Арт-дилеры, занимающиеся русским искусством, стали сами выходить на Авена и предлагать ему первоклассные работы.

Со временем миллиардер пополнил свою коллекцию шедеврами Константина Коровина, Петра Кончаловского, Марка Шагала, Василия Кандинского, Бориса Кустодиева, Аристарха Лентулова и многих других именитых художников. Работы, собранные банкиром, выставлялись в Еврейском музее в Москве, галерее Тейт в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Авен не раз признавался, что хочет основать собственный частный музей, который стал бы постоянным домом для его полотен.

 

Сейчас стоимость коллекции Петра Авена стоит не меньше $500 млн, хотя в западной прессе фигурировали и более внушительные оценки — вплоть до $2 млрд. За какие картины банкир заплатил больше всего? Forbes представляет пятерку самых дорогих полотен из собрания Петра Авена.

5. «Красные дома», Марк Шагал, $4,9 млн

Эту картину, написанную в 1922 году одним из главных русских художников XX века Марком Шагалом, Авен приобрел в 2015 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне за $4,9 млн. Во время торгов ему пришлось соревноваться за право обладать этим шедевром со своим бизнес-партнером Германом Ханом, который также начал коллекционировать русское искусство. «Эта картина одновременно о России, о еврейском отношении к жизни, то есть о вечном движении, и, конечно же, она высочайшего художественного качества», — так Петр Авен прокомментировал покупку в интервью Financial Times. 

«Красные дома» — одно из нескольких полотен, написанных Шагалом за месяцы, которые он провел в Берлине в 1922 году. Эта картина полна ностальгии художника по недавно покинутому родному городу Витебску. На ней можно увидеть дом, в котором родился Шагал — он расположен на фоне ярко-красного ландшафта и темного неба и больше походит на сновидение, что характерно для творчества художника. Эта красная хижина с резными оконными рамами встречается на многих ранних работах Шагала, но далеко не каждая из них была оценена столь высоко, как «Красные дома».

 

4. «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая», Роберт Фальк, $10 млн

В 2013 году совместно с владельцем «Акрона» Вячеславом Кантором банкир приобрел картину советского художника Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая». По оценкам экспертов, бизнесмены заплатили за эту работу около $10 млн. Примечательно, что картина выставлялась на аукционе Sotheby’s с примерной ценой 2,5-3,5 млн фунтов стерлингов, что соответствовало в то время около $3,8-5,3 млн.

Герой картины Каган-Шабшай — известный в начале XX века коллекционер современного искусства. Он одним из первых поверил в талант Марка Шагала, собрав около тридцати ранних работ художника. Каган-Шабшай планировал основать в Москве музей еврейского искусства, но в городе его идея не нашла поддержки. В результате он подарил большую часть своей коллекции Одессе, которая, таким образом, получила один из первых еврейских музеев в Европе. Однако во время Второй мировой войны коллекция исчезла — предположительно, музей уничтожили фашисты. 

3. «Три акробата», Марк Шагал, $13 млн

Эту работу легендарного Марка Шагала, написанную в 1926 году в Париже, Авен купил на аукционе Christie’s в 2013 году за $13 млн. У картины сложная история. Известно, что одноименное произведение Шагал написал в свой первый парижский период (1911-1914 годы), то есть на десятилетие раньше. Однако первый вариант «Трех акробатов» был утерян.

«Три акробата», Марк Шагал
«Три акробата», Марк Шагал

В 1914 году перед отъездом в Россию художник оставил более 40 работ владельцу берлинской галереи «Штурм» Герварту Вальдену для выставки. Потом началась Первая мировая война, и Шагал с женой не могли вернуться в Европу вплоть до 1922 года. Когда художник, наконец, попал в Берлин, оказалось, что все его картины уже были распроданы. Шагал сначала пытался вернуть их через суд, а потом стал восстанавливать утраченные работы по памяти. Так появились «Три акробата» 1926 года. 

2. «Портрет Велимира Хлебникова», Михаил Ларионов, $20 млн

«Портрет Велимира Хлебникова», написанный в 1910 году одним из основателей русского авангарда Михаилом Ларионовым, — это единственный сохранившийся портрет поэта-футуриста. Доподлинно неизвестно, какую сумму Авен выложил за эту уникальную работу, однако ее оценочная стоимость составляет не менее $20 млн.

 

С «Портрета Велимира Хлебникова» начнется общение Ларионова с футуристами, а также новый период в творчестве художника, когда он присоединился к движению авангардистов «Бубновый валет». По стилистике эта картина напоминает полотна Гогена — поэт-футурист явно изображен где-то в джунглях. По мнению искусствоведов, этот упрощенный и при этом очень яркий стиль работает на идею, что художник, как и поэт, не живет в обыденной реальности.

1. «Эскиз к импровизации №8», Василий Кандинский, $23 млн

За эту картину банкир в 2012 году заплатил на аукционе Christie’s в Нью-Йорке $23 млн. Это настоящий ценовой рекорд для работ Кандинского — до этого самой дорогой его картиной была «Фуга» 1914 года, проданная за $20,9 млн. Столь высокая цена абсолютно оправданна: «Импровизации» Кандинского, созданные в 1909-1910 годах, считаются поворотными в его творчестве: от фигуративной живописи художник впервые переходит к абстракции. 

«Эскиз к импровизации №8», Василий Кандинский
«Эскиз к импровизации №8», Василий Кандинский·Christie's

Эскиз с изображением героя с золотым мечом более 50 лет находился в собрании фонда братьев Фолькарт из Швейцарии. В 1960 году фонд выставил картину в швейцарском Художественном музее Винтертура, где она и пребывала до аукциона, время от времени «выбираясь» на выставки в главные музеи мира.

По мнению международного директора департамента импрессионизма и модернизма Christie's Андреаса Румблера, на верхнем плане картины изображен Киев. В сюжете этого эскиза, написанного в 1909 году в баварском городе Марнау, отражены как немецкие народные сказки, так и легенда о святых Борисе и Глебе.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+