«Модные магазины в России диктуют условия брендам». Суровые будни российского производителя
Сразу закладывайте приличные суммы на маркетинг, проведение качественных фотосессий, упаковку, продвижение. «Хороший продукт сам себя продвигает» — это миф. Люди в большинстве своем потребляют масс-маркет, большая часть бюджетов которых уходит на рекламу.
Задумайтесь, стоит ли доверять производителям в России. Платки Sirinbird производятся в Италии, где хорошо умеют работать с натуральными тканями. У нас же я сталкивалась с разными проблемами — то производство закрывалось за день до отгрузки партии, то просто не умело работать с шелком. После метров неудачных цветопроб, проваленных дедлайнов и угроз выяснилось, что одна компания просто купила машину для печати на шелке, но печатать на ней так и не научилась. Итак, основные проблемы российских производств: неумение соблюдать сроки, неумение соблюдать тиражность, держать стабильное качество, большой процент брака; оборудование либо устаревшее, либо на котором никто не умеет работать.
Вас ждут неприятные сюрпризы, когда вы решите, что хотите идти со своим прекрасным дизайнерским продуктом в ретейл. Первая же проблема, с которой вы столкнетесь, — наценки на себестоимость. Сегодня модные магазины в России диктуют свои условия. Ваш товар ставят с двойной или даже тройной накруткой. А ведь каждая тысяча рублей чувствительно влияет на покупательскую способность. Плюс у крупных магазинов есть требование, что их цена на вашу продукцию должна быть равна ценам на вашем сайте. Получается, что из-за политики магазинов вы должны регулировать свои цены, подстраиваясь под их желания.
Продукцию российских брендов магазины не выкупают, а берут на реализацию. Все непроданное, помятое или потертое на складе или на прилавке вернется без компенсаций. Платить за это придется вам. Со стороны персонала магазинов вы не дождетесь бережного отношения, так как товар не оплачен и никакого интереса беспокоиться о нем нет. А еще в ретейле вы столкнетесь со множеством закулисных историй: конкуренты фактически подкупают продавцов (только теперь это называется программами лояльности), чтобы те продавали их продукт, а не ваш. В какой-то момент передо мной встал вопрос, увеличивать ли конечную цену для потребителя в угоду ретейлу или снижать себестоимость в ущерб качеству. Ни то, ни другое я делать не хотела. Так было принято решение практически полностью выйти из ретейла и сфокусироваться на собственном интернет-магазине.
PR и продвижение вашего продукта тоже принесут ворох проблем. Не сильно надейтесь на стилистов – за рекомендации вас своим клиентам они просят от 10 до 30%. Блогеры, разумеется, тоже не будут вас бесплатно рекламировать. В лучшем случае они попросят бартер за публикацию, а бюджеты у топовых блогеров или селебрити с аудиторией от 100 000 человек начинаются от 60 000 рублей и стремятся к бесконечности. При этом у многих блогеров вместо реальной аудитории – боты. Издания практически никогда не опубликуют информацию о вас бесплатно.
Любой успешный проект сразу становится примером для копирования. Я уже устала считать клоны нашего бренда. Сначала один проект скопировал наш копирайт, слегка изменил слоган и гордо вышел на рынок. Буквально год назад я обнаружила на рынке бренд, практически один-в-один скопировавший наш подход: платки на русскую тематику, упакованные в белые коробки с бронзовым логотипом Птицы Сирин. Сил придумать что-то свое не хватило, и они взяли «билибинского» Сирина в качестве логотипа. Почему-то нашим последователям кажется, что это отличная бизнес-идея — взять чей-то гарантированно работающий проект и сделать аналогичный.
Не бойтесь быть новыми, необычными. Уникальное видение — ваше преимущество, не нужно повторять чужой путь. Реализуйте свои творческие амбиции и не бойтесь трудностей. Уверена, что российская история, русский стиль, традиции, мифы, сказки, орнаменты, символика могут быть бесконечным источником вдохновения для творчества и предпринимательства.