Сильная женщина, растившая королев. Какой запомнится Галина Волчек
26 декабря, когда в «Современнике» шел спектакль «Анархия», не стало его художественного руководителя, народной артистки СССР Галины Волчек.
Все произошло стремительно. 19 декабря она отметила 86-й день рождения в театре, чуть раньше, 10 декабря посетила спектакль «Ревизор» в «Табакерке», где сидя в инвалидном кресле произнесла такую щедрую речь в адрес Владимира Машкова, какую он, наверняка, будет помнить всю жизнь. У Волчек вообще было прекрасное качество чувствовать чужой талант.
Уже 23 декабря ее госпитализировали с внезапно развившейся пневмонией в Боткинскую больницу — все происходило так, как у Марка Захарова, с которым она приходила прощаться этой осенью. Днем 26 декабря ей стало совсем плохо, а вечером она умерла.
Галина Волчек возглавляла «Современник» на протяжении 40 лет, что само по себе уникально, и была выдающейся женщиной нашего столетия.
Она родилась 19 декабря 1933 года в семье кинооператора Бориса Волчека, работавшего почти на всех картинах Михаила Ромма — «Пышке», «Мечте», «Ленине в Октябре», — воспитавшего цвет российской операторской школы — Георгия Рерберга, Вадима Юсова, Петра Тодоровского. С детства Галина Волчек знала всех великих кинематографистов, начиная с Эйзенштейна. В военные годы, находясь в Алма-Ате, куда эвакуировали «Мосфильм», она постоянно видела своего любимого Ромма, Юлия Райзмана, Александра Птушко, Ивана Пырьева, любила покататься в танке с дядей Колей Крючковым, снимавшемся тогда в картине «Парень из нашего города». Девчонкой бежала по зову подруг посмотреть на тетю Люсю Целиковскую, лежавшую в гробу на съемках «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Кино она отравилась с детства. И сын Волчек Денис Евстигнеев пошел на операторский факультет ВГИКа, а потом стал режиссером и продюсером.
Галина Волчек начинала как актриса. И прежде чем поступить в Школу-студию МХАТ, отправилась показываться к Ромму и получила от него благословение. Одним из ее педагогов стал молодой Олег Ефремов, с которым она в 1956 году и пошла вместе с другими выпускниками Школы-студии создавать свой театр, заложивший основы «Современника». Это теперь в этом нет ничего особенного, а тогда было исключительное событие. Волчек сыграла Нюрку-хлеборезку в спектакле «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, с которого и начался «Современник». Было ей тогда 22 года. В свою «золотую эпоху» «Современник» был больше, чем театр. Он стал своего рода властителем дум, где зрители получали ответы на многие важные вопросы.
После ухода Ефремова Волчек волею судеб осталась у руля, который надо было как-то удержать. Сама начала ставить еще в 1962-м, продолжая актерскую карьеру. Ревела, когда Ефремов перевел ее в штат как режиссера, думала, что так будет поставлен крест на том, что она любила. При этом сама же отказалась от работы в кино, и до последних дней считала, что ничего не сыграла, кроме Реганы у Григория Козинцева в «Короле Лире». Тогда все удивлялись его странному выбору: какая Регана с такой внешностью? Но Козинцев, несмотря на сопротивление, своего добился. Никого другого он в этой роли не видел. Вообще наше кино многое потеряло в лице Волчек. А она постоянно вспоминала, как каждый раз на рынке, проходя между рядами с пучком петрушки, слышала вслед: «Вы только посмотрите! А она не такая страшная, как в кино». Даже друг нижегородской юности ее мужа Евгения Евстигнеева, придя впервые в их дом и увидев открывшую ему дверь Волчек, произнес разочарованное «Ё-оо». Говорят, что она ему этого не простила. Возможно, все было совсем не так, но до сих пор гуляет в актерской среде та давняя история. Теперь все это странно, поскольку с годами Галина Волчек все больше хорошела и стала красавицей.
Она не раз говорила, что главное в театре — это вольтова дуга, соединяющая энергию сцены и зала, и что театр должен заставить зрителя катапультироваться со своего стула. Главным ее спектаклем стал «Крутой маршрут», с которым «Современник» объехал мир и даже прорвал «железный занавес». В 1997-м Волчек вручили в Нью-Йорке театральную премию американских критиков и журналистов Drama Desk Award, причем впервые не американскому деятелю, а зарубежному. Произошло это в 1996-м в США после гастролей «Современника» с «Тремя сестрами» и «Крутым маршрутом», впервые за 70 лет после того, как в 1920-е годы труппа Московского Художественного театра гастролировала в Америке. А на родине «Современник» наградами не баловали. И на критиков Волчек обижалась. Сама она была свободна и не ангажирована, полагалась на собственный вкус, а не на чье-то мнение. В 2005 году она побывала на кинофестивале «Кинотавр», где возглавляла жюри и отметила спецпризом картину ныне суперизвестного Ильи Хржановского «4». А тогда ему многие советовали покинуть страну, раз снимает такое кино и родину не любит. Волчек сказала в нашей беседе, что ненавидит, когда навешивают ярлыки, пришивают крылья на еще не существующую кожу и назначают гениев. Она ценила в художнике волю к победе, и сама ее имела. «Без нее невозможно выстоять и добиться того, чего тебе хочется, — сказала она тогда в нашем разговоре. — Я приглашаю молодых всю жизнь, с первого шага в 1972-м, когда взвалила на себя нелегкую ношу театра. Когда пригласила Валерия Фокина и сразу дала ему возможность поставить спектакль. Это теперь он мэтр, а тогда пришел из Щукинского училища с группой молодежи — Константином Райкиным, Юрием Богатыревым. Через «Современник» не просто пробежали, но прошли многие режиссеры. И это не мой отклик на моду по призыву открыть шлюзы молодым. Я всю жизнь это делала, держала руку на пульсе, понимая, что нельзя идти вперед, все время только оглядываясь назад, но и нельзя бежать вперед совсем безоглядно».
Волчек всегда добавляла свежую кровь, давала дорогу драматургам — Коляде и Галину, многим другим, кто-то из них даже попробовал себя в режиссуре. Она опекала актеров как мать, особенно актрис окружала такой любовью, что они — Марина Неелова, Елена Яковлева, Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова — чувствовали себя королевами. На все хватало сил и добра. Лишь однажды не выдержала и написала заявление об уходе.
Ее звали Волчиха, и она знала об этом. Сама когда-то придумала ударение в своей фамилии на последний слог, чтобы отличаться от знаменитого отца. Так ее многие и продолжают называть — ВолчОк.
В последние годы, когда, казалось, не было физических сил, и перемещаться приходилось в инвалидном кресле, она рулила ремонтом исторического здания, пережила его и вернулась в обновленное помещение на Чистых прудах. Кто продолжит ее дело? Большой вопрос. Охотники всегда найдутся. Был бы толк.
Галину Волчек похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище.