Дух семьи: проект «Детские деревни — SOS» как альтернатива государственным учреждениям для сирот
Добрые машины для добрых людей
«Детские деревни — SOS» — это уникальная альтернатива государственным учреждениям: дети там живут самой обычной жизнью, в своем доме, с SOS-мамой, братьями и сестрами. Российская организация помогает 600 сиротам и еще 4500 детей из проблемных семей, нуждающихся в ежедневной поддержке психологов, реабилитологов, социальных работников. «Детские деревни — SOS» получают поддержку от государства и международного центра, но в основном существуют на благотворительные пожертвования — как частные, так и корпоративные. Необычный, но очень важный способ помогать детям выбрала компания ŠKODA — она предоставляет во временное безвозмездное пользование автомобили для «Детских деревень — SOS».
Начиналось партнерство в 2011 году с двух автомобилей, сейчас их тринадцать. «Мы хотели быть полезными какому-нибудь социальному проекту, — объясняет руководитель марки ŠKODA в России Ян Прохазка. — «Детские деревни — SOS» оказались очень близки философии нашей марки. ŠKODA — семейный автомобиль, и семейные ценности для нас прежде всего, поэтому мы выбрали проект, который действительно борется за сохранение семьи. Плюс мы хотели прозрачный проект, где все официально, проект, который вкладывает свои ресурсы. Эти деревни реально существуют, можно приехать и посмотреть на результат большого труда многих людей. Нам нравится, что это организация международная. Кроме того, когда мы узнавали конкретных людей, которые в этом проекте работают, и масштабы их вложений, мы все больше убеждались, что выбрали правильного партнера».
«Я не верила, что так бывает»
Лариса Ивановна — одна из первых в России SOS-мам, она воспитала 16 детей и 13 раз стала бабушкой. В декабре 1995 года она ехала на работу в авиационный Институт имени Жуковского и через плечо соседа по вагону метро увидела заголовок в газете «Хочу работать мамой». Ей было 35 лет, она возглавляла крупный научный отдел, но мечтала о семье и детях. Женщина вспоминает, как прочитала статью и не могла поверить, что так бывает: дают дом, дают деток и деньги на содержание детей.
«В июне 1996-го мне поручили воспитывать четверых детей, а через полгода еще троих: самому младшему три, самой старшей 15 лет, — рассказывает Лариса Ивановна. — Представляете, что такое накрыть стол на семь человек? В руках принести продукты — это нереально. Был такой случай, когда мальчишки мои подрастали, я прошу их сходить со мной в магазин, а они: «Ой, мам, некогда, у меня футбол, у меня еще что-то». Как любой многодетной семье важно иметь дома машину, так и в детских деревнях это вещь незаменимая. Директор «Детской деревни — SOS Томилино» Юрий Рябинов объясняет, что ежедневно автомобиль используется для решения различных организационно-хозяйственных вопросов: начиная от встречи гостей и заканчивая просьбами мам, когда главный инженер Андрей Бурмистров ездит по магазинам или в травмпункты — дети все-таки. Однажды поздним вечером к нему прибежала мама с ребенком на руках, мальчик поранил голову. Дожидаться скорой или такси времени не было, ребенка сразу отвезли в больницу на «деревенской» машине, наложили несколько швов, и уже через пару дней он снова бегал по томилинским тротуарам.
Знакомясь с семьями, узнавая потребности детей и сотрудников, компания ŠKODA постепенно дополняла автопарк. В частности, когда выяснилось, что есть необходимость использовать полноприводные автомобили — например, в Кандалакше, где полгода зима, много снега и достаточно плохие дороги, — то было решено передавать деревням ŠKODA Kodiaq, которые могут проехать везде (теперь они составляют половину благотворительного автопарка). «Если «у Детских деревень» будут возникать новые потребности или расширяться география, мы, безусловно, рады помочь и готовы обсуждать расширение автопарка», — замечает Ян Прохазка.
Это наша машина!
«У нас приличный имущественный комплекс, где проживают на безвозмездной основе около 80 приемных семей, — по-хозяйски замечает директор «Детских деревень — SOS» Россия Николай Слабжанин. — И еще работа специалистов, порядка 300 человек. Естественно, на все это нужны средства».
«Детские деревни — SOS» в рамках профилактики сиротства работают с кровными кризисными семьями, у которых могут изъять детей. Специалисты организации регулярно посещают их, оказывают поддержку и через год-полтора 84% таких семей становятся самодостаточными. Позвонить из роддома в глухом районе отдаленной области могут даже среди ночи — молодая мама хочет написать отказ от ребенка или женщине с младенцем некуда идти. Тогда специалист должен срочно выехать на место, а это огромные расстояния: протяженность той же Вологодской области порядка 400 километров, а от Мурманска до Кандалакши ехать 300 километров. «Благодаря тому, что всегда под рукой есть автомобиль, наши специалисты могут навестить семью, мы можем оказать материальную поддержку, ведь огромный багажник помогает привезти и гуманитарную помощь», — говорит Николай Слабжанин.
ŠKODA берет на себя техническое обслуживание автомобилей и регулярно меняет автопарк: в компании хотят, чтобы семьи пользовались самой современной техникой. Партнерство не ограничивается материальной помощью. Сотрудники компании регулярно посещают «Детские деревни — SOS», общаются с детьми, привозят им подарки, дети в ответ дарят гостям рисунки. В этом году ŠKODA возила ребят на Международный юношеский хоккейный турнир «Кубок ŠKODA» в Челябинск.
«Мы предоставляем машины, но этого недостаточно, — объясняет Ян Прохазка. — Мы используем силу нашего бренда, чтобы продвигать идею «Детских деревень — SOS». Поскольку ŠKODA не везде сотрудничает с этой организацией, мы представляем «Детские деревни — SOS» и на уровне штаб-квартиры. Так, например, в прошлый раз, мы посетили «Детскую деревню» с коллегами из Чехии».
За годы работы SOS-мамой Лариса Ивановна хорошо изучила детей, которые остались без родителей. Может быть, даже больше, чем домашние дети, они иногда нуждаются в празднике. Когда к маленьким обитателям «Детских деревень» приезжают люди из большой компании и тем более когда они дарят им большую машину, случается праздник, радость от которого остается надолго. «У меня был ребенок с плохим зрением — две операции, косоглазие, но именно нашу машину он отличал всегда. Однажды в Москве он совершенно случайно ее увидел — директор ехал по делам. Я не знала, как его успокоить, потому что он подпрыгивал от радости и кричал: «Наша! Это наша машина!»