К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу

AES+F
AES+F
«Уйти в никуда» — новый черный среди миллениалов, которые пытаются понять себя и обрести свободу от корпоративной работы. Если у вас нет ипотеки и ребенка, эта мечта вполне может стать реальностью. Коуч Ольга Полищук рассказывает, почему такое «обнуление» часто приводит к новому повороту в карьере и жизни

Про это теперь делают популярные подкасты (например, «Это Непросто»), пишут в бестселлерах, заменивших собой учебники по тайм-менеджменту, и рассказывают мотивационные спикеры. Человек, который «ушел в никуда», больше не маргинал, а наоборот, новая ролевая модель для уставшего офисного сотрудника. Если раньше на «ушедших» смотрели как на потерявшихся хиппи, потому что они не знают, чего хотят, а значит, доверять им нельзя, то сейчас поколение 30-летних воспевает и романтизирует тех, кто «ушел в никуда» как смелых и волевых, которые доверились себе и круто изменили жизнь.

В поисках смысла

Две самые частые причины для «ухода в никуда» — эмоциональное выгорание и потеря смысла. Согласно исследованию, проведенному Gallup, среди опрошенных 7500 рабочих 23% чувствуют себя выгоревшими часто или всегда, а 44% испытывают эти ощущения время от времени. 
 
«Два года назад мне поставили на работе суперамбициозную задачу. Было страшно, но так хотелось всем доказать, что я могу, — все было в новинку. Мы столько всего сделали! Но я уже два года в этом, я все умею и могу сделать еще два таких проекта прямо сейчас. Я смотрю на новые задачи внутри — и все не то. Меня «не прет». Но главное, в чем смысл? Зачем я вообще всем этим занимаюсь? Иногда я не могу по 4 часа сесть за презентацию», — рассказывает руководитель отдела известной компании, с годовым бонусом и перевыполненными с лихвой KPI. Запрос на изменения у такого человека — «чтобы снова было интересно». Привычные награды в виде масштабности задач, профессионального признания или денег, которых раньше хватало, перестали работать. Это фрустрирует.
 
Чтобы найти смысл, нужно смотреть внутрь себя и отвечать на внутренние вызовы, а не привычные внешние — и понять, что скучно именно тебе, а вот мир не слишком изменился. Это сложно, поэтому начинаешь идти по старой схеме — загружаешь себя работой по полной, берешь большие проекты или задач побольше, может, оно и отпустит. Но магия «делания больше» не работает, и года через два после того, как вопрос «зачем?» появился впервые, ты смиряешься, что его нельзя развидеть. И вот тут придется искать ответы. Самое сложное в переходе от удовлетворения результатом к формированию смысла — набраться терпения и не обесценивать предыдущий опыт, достижения и среду, которая тебя вскормила.

«Нужно перепридумывать себя каждые 5-10 лет, чтобы не терять актуальность и самооценку»

«Хочу сменить сферу, но тогда придется начинать все с нуля. Получается, я 10 лет потратил впустую, потеряю в деньгах, социальном статусе — это же надо на уровень джуниора идти или стажера. Я не могу себе это позволить», — приблизительно так размышляет большинство людей, которым впервые в голову пришла идея о смене профессиональной сферы. Им кажется, что они на пороге выбора, после которого дороги назад уже не будет. Взвалить такую ответственность на себя слишком рискованно — поэтому остаешься страдать в тревоге, что перспектив нет. Около двух лет в таком состоянии приводит к профессиональной деформации и выгоранию, потому что человек тратит силы на переживание недовольства и ощущения недостаточности.
 
О том, что выборов гораздо больше, чем один, а карьеру можно прототипировать, подобно стартапу, мешает думать наше линейное представление о карьере: получил образование, пошел на работу, потом на заслуженный отдых. Наша значимость тоже опирается на линейную историю «было-стало»: вот мы десять лет трудились, терпели, уму- разуму учились, пришли к успеху от стажера до руководителя руководителей. Но в среде постоянных изменений не получится строить одну карьеру на всю жизнь или рассказывать одну стройную линейную историю. Это жизнь из множества карьер, ведь никто не может точно сказать, чему надо учиться и что выстрелит в 2029 году. Хотя бы потому, что 10 самых востребованных профессий в мире — вроде оператора дронов или юриста по этике искусственного интеллекта — вообще не существовало 10 лет назад. В «жизни из карьер» нужно перепридумывать себя каждые 5-10 лет, чтобы не терять актуальность и самооценку. И кажется, сейчас нам так болезненно и необычно менять сферу, или обнуляться, потому что мы делаем это впервые.
 
Если тебе 30-35 лет и ты решил сменить сферу, ты не можешь начать с нуля, а надстраиваешь новый опыт над предыдущим. Проблема в том, что у большинства из нас нет развитого навыка критически думать про себя и задаваться вопросами «что у меня хорошо получается» и «что мне нравится делать», чтобы признать и осознать собственный опыт. Принадлежность к компании, к сфере деятельности — часть персональной истории про успех, с одной стороны, и большой ограничитель — с другой. Именно это мешает нам думать вне заданных шаблонов. И тут «уход в никуда» играет отрезвляющую роль, предоставляя человеку возможность отключиться от рутины и посмотреть на ситуацию из другой перспективы.

 

По дороге к своему проекту

Для многих «уход в никуда» становится буферной зоной между корпоративной жизнью и работой на себя, хотя изначально такой задачи может и не стоять. Меняется отношение к деньгам и времени, уходят границы «мое, не мое». «Самое тревожное, что я переживала, когда ушла, — это смотреть, как на карточке есть расход, но нет прихода. Хотя ты понимаешь, что денег там достаточно даже на год жизни. Но я себе разрешила поискать, что я хочу, поговорить с людьми из разных сфер без надрыва, и то, что я регулярно выезжала из привычной Москвы, сильно помогало не вестись на желание вернуться в размеренную стабильность зарплаты, как только с карты списывают 5000 рублей. Через 2 месяца ты привыкаешь тратить, меняются потребности и начинаешь обращать внимание на то, что действительно хочется, так и родился мой проект», — говорит бывший менеджер по продажам, ставшая частным консультантом на больших проектах.
 
«Уйти в никуда», чтобы найти идею для предпринимательства, часто заканчивается печально. Человек может быть востребованным и всемогущим в корпорации — его организовывает график, инфраструктура и команда. Но оказавшись один на один с самоорганизацией и без имени компании за спиной, выруливают не все. Мешают обычно три вещи: вселенский масштаб затей, высокий уровень ожиданий от себя и слабая эго-мотивация делать проект. Логика работает примерно так: ушел с помпой искать себя, так и начинать надо с помпой проект. Но задумка велика, а ресурс ограничен. И постепенно разрыв между «хочу» (сразу успешный проект или влияние) — и «делаю» (действия на каждый день кажутся мелкими) увеличивается, а человек постепенно теряет уверенность в собственных силах.
 
В таких ситуациях помогает не веровать в одно выбранное направление или решение, а проверять его, создавая небольшие прототипы проектов, тест-драйвы. Чем меньше действие, тем проще его выполнить — и проще увидеть результат от своей личной работы. Это уменьшает шансы отложить все «на завтра»: пока не найдется спонсор, инвестор, партнер или помещение.

Одной ногой на Бали

Быть безработным в городе, где все работают с 10 до 22, и при каждой встрече спрашивают: «Ну что, решил уже, что теперь будешь делать?» — сложно. Поэтому идея уехать на условное Бали на пару месяцев лидирует. На путешествие возлагают надежды как на источник новых впечатлений, расширение горизонта, которого не хватает для принятия решений, а не на будущее место жительства.
 
Примерно так же многие думают про образование. «Магистратура в Лондоне, краткосрочные программы на продакт-менеджера в Штатах, гранты на учебу в Германии» — это топ списка тех, кто решил поискать себя. Как поступать, сколько на самом деле денег нужно для жизни и учебы и главное, что даст это образование в перспективе, мало кто серьезно задумывается. «Я смотрю на магистратуру как на способ выдернуть себя из зоны комфорта, возможность сменить среду и пожить в другой стране всегда интересно», — говорит пиар-директор с 10-летнем стажем, желающий «уйти из коммуникации». В числе ее опций также значится свой блог и фриланс, уход в IT и поездка по Латинской Америке.
 
В Европе и США есть такое понятие gap year — год, который ты берешь после того, как закончил школу, чтобы попутешествовать, понять, что мир большой, и какой ты. На такой год откладывают деньги, заработанные на разных подработках от кофейни до парковщика тачек, а потом радостно тратят их в евротуре с рюкзаком за спиной, дешевым пивом и новыми друзьями в хостелах. Кажется, в Москве есть теперь свой формат gap year. Только вам не 16, а около 30. Вы берете около от 3 до 6 месяцев на саморазвитие, а не на евротур, хотя по Италии на машине, может, и покатаетесь. И деньги на этот перерыв у вас остались с прошлогоднего годового бонуса или депозита.

 

Дорогое удовольствие

Мечтают об «уходе в никуда» многие, но действительно уходят только те, кто перешел порог выживания «от зарплаты до зарплаты» и уже несколько лет живет с доходами, которые покрывают прихоти вроде сорваться на выходные в Стамбул. Так компенсируются переработки и хронический стресс. Тех, кто осознанно скопил на то, чтобы пожить без работы несколько месяцев, — единицы.
 
Уверенность в завтрашнем дне дает не только подушка безопасности на карте. За 2-3 года специалист с постоянной зарплатой более 200 000 часто уверен в своей нужности для рынка и знает, что без предложений о работе не останется, в крайнем случае ненадолго потеряет в деньгах. Это дает высокую степень свободы при принятии решений. Сложнее решиться на изменение карьеры и передышку тем, кто перешел порог в 350 000 в месяц, — их главный страх не найти после возвращения такого же уровня оплаты или прогореть в своем деле.
 
Что нужно чтобы «уйти в никуда»:
 
— Позаботиться о бюджете заранее. Если вы можете обеспечить три месяца жизни в вашем привычном режиме, без жесткой экономии, сделайте это. За сезон в спокойном состоянии реально послушать себя, других и восстановиться физически, если вы выгорели;
 
— Создать себе круг поддержки из друзей, бывших коллег и вдохновляющих знакомых. Офис — одно из самых социальных пространств, многие недооценивают значения постоянного человеческого контакта и среды вокруг, поэтому быстро замыкаются, столкнувшись с новым вызовом — все работают, а ты нет;
 
— Разобраться с истинными причинами желания «уйти в никуда» до ухода — не уходите разочарованным, обиженным или недоцененным, чтобы потом болезненно никому ничего не доказывать;
 
— Подумать о смене привычной среды, хотя бы на несколько недель, чтобы не испытывать давления окружающих и пережить и первую эйфорию, и временный страх остаться не у дел.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+