Зеленое поколение: как миллениалы вынуждают корпорации бороться с мусором
Все против пластика
С момента индустриальной революции человечество привыкло к производству органических отходов: пищевых, бумажных, текстильных и химических. Их легко утилизировать — можно закопать, сжечь или даже выбросить в океан. Повсеместное производство пластмассы началось лишь в 1950 году, а экологи начали бить тревогу и говорить о вторичной переработке уже в 70-е.
В наши дни целлюлозные заводы и заводы по производству пластмассы ежегодно выбрасывают в атмосферу примерно равные объемы CO2 (до 0,5 млрд т). Однако срок разложения органических отходов занимает в среднем 5 лет, тогда как пластику требуется до 200. Согласно исследованию, более 80% мусора попадают в Мировой океан с суши. Если бумага, металлы, остатки продуктов и текстиль тонут или быстро разлагаются, то легкий пластик остается дрейфовать на поверхности.
В восприятии людей пластик — вредный материал. Но на деле он безопасен для человека. Выделяют семь основных разновидностей пластика, изделия из которых сопровождаются соответствующей маркировкой. Важно лишь использовать пластиковые предметы в соответствии с их назначением (например, не нагревать ПЭТ выше 60 градусов).
Для мировых производителей бороться с пластиком экономически выгодно: государства снижают налоговые ставки для «зеленого» бизнеса, а экоактивности позволяют завоевать лояльность миллениалов (87% из них предпочитают пользоваться услугами «зеленых» компаний).
Борьба с пластиком становится сильным маркетинговым инструментом, который помогает производителям зарабатывать.
Кто встроился в «зеленый» тренд
В 2018 году крупнейшие мировые food & fmcg — производители (H&M, Unilever, PepsiCo, L'Oreal, Nestle и Coca-Cola — всего их более 250) подписали соглашение Global Commitment. К 2025 году компании-подписанты обязались увеличить до 25% количество продукции, изготовленной из переработанных материалов.
Так, Nestle создала подразделение Nestlé Waters для разработки биоразлагаемой тары, которая будет растворяться, попадая в морскую воду. Ретейлер Walmart реализует кампанию против мусора в несколько шагов: прогноз объема выбрасываемой продукции за счет it-решений, отправка испорченных продуктов на компост, стимулирование покупательского спроса на товары с истекающим сроком годности, замена одноразовых пластиковых пакетов на плотные многоразовые и текстильные.
Одним из основных производителей смешанных отходов (пластик+бумага) являются кофейни: в мире ежегодно на свалку отправляется 600 млрд одноразовых кофейных стаканчиков. На Starbucks приходится 1%, то есть 6 млрд стаканчиков ежегодно. На Costa Coffee (основной рынок — Великобритания) приходится примерно 0,5 млрд стаканчиков в год. Сейчас кофейные сети призывают потребителей использовать многоразовые чашки и термосы. Так покупатель получает кофе со скидкой, а компания экономит на изготовлении кофейных стаканчиков.
На долю фешен-ретейла приходится 14% мировых отходов (текстиль). Модная индустрия ежегодно отправляет на свалки 92 млн тонн одежды. В 2018 мировые лидеры фешен-индустрии и спортивной экипировки (Nike, ASOS, Gap, Adidas и др.) присоединились к движению Circular Fashion System Commitment, взяв на себя ответственность по увеличению продукции, изготовленной из переработанных материалов. Nike намерена изготавливать изделия из переработанной старой обуви, а Adidas к 2024 году перейдет на производство обуви только из переработанного пластика.
Реальная ситуация на «мусорном рынке»
По данным Всемирного банка, ежегодно в мире производится 2 млрд тонн твердых бытовых отходов (ТБО), и только 10% приходится на пластик, из которого лишь 3% попадает в Мировой океан.
Проблема мусорного загрязнения действительно существует, но ее причина — неправильная технология утилизации и смешанный сбор, а не пластиковые отходы.
Политика прогрессивных стран направлена на ужесточение законодательства для производителей и повышение качества сбора отходов. Во Франции с 2002 года запрещен прием несортированных отходов, а в Нидерландах введен запрет на захоронение органических отходов — так повышается эффективность их раздельного сбора с последующим компостированием.
Популярность набирает концепция экономики замкнутого цикла (ресурсы повторно вовлекаются в оборот после этапа утилизации). В США рециркуляции подвергаются 17% мусора, а Агентство по охране окружающей среды намерено довести этот показатель до 25%. По тому же пути идет Европа. Например, Швеция использует мусор для производства энергии и тепла и делает это настолько успешно, что собственного мусора уже не хватает. Сейчас Швеция закупает мусор у Норвегии, Великобритании, Германии и других стран.
Что касается России, то отечественный рынок сбора и утилизации мусора крайне консервативен и закрыт, а со стороны государства не предусмотрено никаких преференций для бизнеса, которые стимулировали бы его к экологичному поведению.
Более того, Минприроды предложило ввести полную утилизацию товаров и упаковки и возложить ответственность за исполнение инициативы на ретейлеров. Однако бизнес к такому не готов — только 1,5% из 800 розничных сетей согласны с новыми правилами. Остальные настаивают на поэтапном переходе и введении льгот.
Каким бы закрытым ни был российский рынок, на него заходят молодые проекты, нацеленные на решение локальных проблем. Например, «Убиратор» обеспечивает сбор и вывоз вторичных отходов бизнеса (картон, стекло, пластик) в пункты приема с последующей утилизацией. А «Санитар города» предоставляет специальные контейнеры для сбора и транспортировки мусора на переработку.
В России мусор практически не перерабатывается и из-за этого накапливается с астрономической скоростью: свалки занимают 7 млн га земли (площадь ежегодно увеличивается на 0,4 млн га). На них законсервировано порядка 35-40 млн ТБО (только 6% из них — пластик). Ввиду неразвитой мусорной инфраструктуры большая часть ТБО отправляется на свалки. Меньше 2% мусора сжигается, перерабатывается лишь около 4%. Редкие wastetech-проекты пытаются решить эту проблему. Например, агрегатор Sborbox собирает ТБО от населения. В приложении каждый может отметить на карте точку, где был оставлен собранный мусор: у дома, квартиры или подъезда. Специальные сотрудники компании приедут, чтобы забрать его. Компания обещает, что вторсырье будет переработано.
Стоит отметить, что вторичную переработку в 2018 году прошли только 2,53 млн тонн. На сегодняшний день в стране насчитывается лишь 243 комплекса по переработке ТБО и 53 комплекса по сортировке. При этом в России только начинает формироваться культура раздельного сбора мусора, без которого невозможна качественная сортировка и вторичная переработка.
Бизнесу нужен «зеленый» тренд
Компании, чьи принципы основаны на осознанном производстве и потреблении, пользуются наибольшей лояльностью у миллениалов. Именно они формируют потребительский запрос на экоответственность производителя. Западные компании следуют запросу потребителя — они активно двигают «зеленый» тренд. Экологическая составляющая стала важной частью любого бизнеса.
Российские компании только начинают встраиваться в экотренд — переосмысленное потребление на отечественном рынке только начинает формироваться. Однако если в прогрессивных странах правительство поддерживает производителей и снижает налоговую ставку, то в России бизнес ради собственной маркетинговой выгоды вынужден самостоятельно создавать условия для экологичного производства.