К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

История про жадность: как «Человек-Паук» довел Sony и Disney до развода

Кадр из фильма "Человек-паук: Вдали от дома" / Marvel
Кадр из фильма "Человек-паук: Вдали от дома" / Marvel
Неожиданным образом главная кино-новость недели связана не совсем с кино: студии Disney и Sony, вместе развивавшие на экранах истории про Человека-Паука, ко всеобщему удивлению и разочарованию объявили о «разводе». Кто в результате пострадает и кому достанутся «дети», рассказывает автор телеграм-канала «Запасаемся попкорном» Иван Филиппов.

В первую очередь, эта новость означает, что Человек-Паук, если все в последний момент не договорятся, покинет ряды Мстителей. Но история эта вообще не про кино. Если говорить совсем честно, это история про жадность — про то, как одни дяди в костюмах не договорились с другими, а страдать из-за этого будут зрители.

Много лет назад, в силу разнообразия финансовых причин, о которых можно написать отдельный текст, права на героев вселенной Marvel оказались у разных студий. FOX получил вселенную Людей Икс, а Sony повезло больше всего — молодая студия сумела купить права на «Человека-Паука».

В своей книге «Будущее кино» Бен Фритц рассказывает прекрасную историю. В 1998 году Sony решила купить у Marvel права на Человека-Паука: он был самым популярным героем во вселенной Marvel, и купить его было для студии логичным шагом. Но неожиданно хозяева Marvel предложили студии купить права на всех героев вообще — за $25 млн. Руководители Sony, в первую очередь Эми Паскаль, над этим предложением даже не думали: зачем нам никому не известные герои? Нам нужен только Человек-Паук. Отдельно за «Паука» просили $20 млн, но эта сумма Sony показалась излишне большой, и в результате договорились о том, что за каждый фильм про Паучка студия будет отдавать $10 млн + 5% от прибыли.

 

Чтобы был понятен контекст, «все остальные герои», которых предлагали Sony, — это Железный Человек, Тор, Капитан Америка, Стражи галактики и прочие уже широко известные миллионам зрителей персонажи. Но Эми Паскаль они тогда показались совершенно не нужными и бессмысленными для покупки.

Потраченные на Человека-Паука деньги оказались для Sony невероятно удачной инвестицией. Первый фильм «Человек-Паук» с Тоби Макгуайером в главной роли собрал в мировом прокате $821 млн. Воодушевленная студия решила поставить производство хитов на поток, но уже сиквел — «Человек-Паук 2» неожиданно показал результат существенно хуже – всего $783 млн мировых сборов, что в принципе довольно необычно — очень редко, когда сиквел, даже неудачный, собирает меньше первой истории. Третий фильм режиссера Сэма Рейми в прокате выступил хорошо — $890 млн — но оказался для студии самым дорогим и проблемным.

 

Спустя пять лет Sony решили «перезагрузить» историю Человека-Паука. С новым режиссером и новым исполнителем главной роли — им стал Эндрю Гарфилд. Фильм «Новый Человек-паук» показал «скромный» результат — всего $757 млн, и это был худший результат в истории франшизы. Учитывая, что речь шла об очень дорогой картине — по слухам бюджет перезапуска составил примерно $250 млн — это был болезненный урок для студии Sony. Но студия не сдавалась, и в производство был запущен сиквел «Удивительного Человека-Паука», который должен был помочь франшизе наконец встать на ноги. К сожалению вместо этого второй фильм с Эндрю Гарфилдом побил анти-рекорд и собрал совсем «скромные» $708 млн.

К этому моменту — 2014 год — в мировом прокате уже наступила эра Marvel. Под руководством продюсера Кевина Файги, фильмы про «никому не нужных» Железного человека, Тора, Капитана Америку и прочих супергероев устанавливали один кассовый рекорд за другим. Да, иногда пресса была менее восторженна, но с точки зрения сборов и бизнеса ни один фильм Файги не оказался неудачным. Интернет наполнился призывами и петициями к руководству Sony забыть о гордости, зарыть топор войны и объединить усилия с Disney/Marvel, вернув Паучка в ряды Мстителей.

И в 2017 году мечта всех фанатов сбылась. На экраны вышел третий фильм о приключениях Капитана Америки «Первый мститель: Противостояние», в котором впервые появился новый Человек-Паук. Присоединившись ко вселенной Кевина Файги, Паучок стал школьником — никаких больше историй про трагическую смерть дяди Бэна, и никаких больше «перезапусков». Новый Паук — его сыграл Том Холланд — был совершенно самостоятельным персонажем и полноценным членом «Мстителей». Сценаристы Marvel придумали для Человека-Паука очень трогательную историю взаимоотношений с Железным человеком, который по факту заменяет ему отца, становясь ментором и наставником.

 

Зрители от новой истории про Питера Паркера остались в восторге. Кроме того, что Человек-Паук — один из главных героев двух последних фильмов про «Мстителей», он получил и два сольных проекта: «Человек-Паук: Возвращение домой» и «Человек-Паук: вдали от дома». Первый сольник собрал $880 млн, а второй — неслыханные $1,1 млрд, не только став самым кассовым фильмом про Человека-Паука, но и самым коммерчески-успешным фильмом в истории студии Sony.

Студии, которая к этому успеху, имела, кстати, лишь косвенное отношение. От Sony в рамках межстудийных договоренностей, требовалось давать денег и не лезть с советами в творческие вопросы. Как результат «Человек-Паук», перезапущенный Кевином Файги в рамках его кинематографической вселенной, стал для Sony печатным станком по производству денег.

Человек-Паук, и это довольно очевидно, заработал свой миллиард не просто так, а потому, что Файги искусно вплел историю Питера Паркера в мир Мстителей. Не будь всех предыдущих фильмов, «Человек-Паук: Вдали от дома» никогда бы не собрал своего миллиарда. Собственно сотрудничество Sony и Disney и началось с признания руководством Sony банального факта: они не умеют зарабатывать на своем герое так же хорошо, как это умеет делать Disney под руководством Файги (а его послужной список говорит сам за себя: 23 фильма, ни одного коммерческого провала, $26.8 млрд суммарных сборов).

И тем не менее, Sony публично объявляют о разрыве отношений.  Формально заявленная причина развода — у Кевина Файги после покупки FOX — недостаточно времени заниматься Паучком, он будет развивать новые активы студии. По слухам на деле Disney предложил передоговориться и впредь все доходы делить 50/50, а Sony отказалась. Сейчас договоренность студий выглядит следующим образом: Disney получает 5% от всех сборов любого фильма с участием Человека-Паука. Кроме того корпорации принадлежат права на производство сувенирной продукции и игрушек — всех этих костюмов, масок, наборов с изображением Человека-Паука. И на самом деле, основные деньги зарабатываются именно там — последняя публично доступная цифра продаж «мерча» с Человеком-Пауком за 2014 год — больше миллиарда долларов.

Другими словами, Disney, действительно, очень хорошо зарабатывает на Человеке-Пауке и никаких особых причин менять сейчас статус-кво не было. Ну кроме простой и понятной жадности. Рассудив, что раз вклад в успех у них больше, Disney решил нажать, а Sony, несмотря на все понятные обстоятельства, на новые условия не согласилось. И собственными руками взяли и задушили курицу, несущую золотые яйца.

 

Что будет дальше? Если развод состоится, то вселенная Marvel продолжит развиваться без Человека-Паука. Это будет грустно, но что ж поделать. А Sony придется приложить невероятные усилия и инвестировать сотни миллионов в очередной перезапуск персонажа, вероятно на базе фильма «Веном». И для студии это будет проблемой, потому как Человек-Паук был одной из двух франшиз, приносящих Sony деньги — второй была история про Джеймса Бонда, которая перешла к студии Universal.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+