Жизнь насекомых. Большая история о том, как «Человек-паук» оказался во вселенной Marvel
Где-то в альтернативной вселенной Джеймс Кэмерон все-таки снял «Человека-паука» в начале 1990-х, Арнольд Шварценеггер сыграл Доктора Осьминога, как и планировалось. В нашей вселенной Кэмерон сдал свою сценарную заявку и даже согласился занять режиссерское кресло, но судьба распорядилась иначе: Питер Паркер оказался беспризорником на долгие годы. Рассказываем, почему решение о сотрудничестве с Marvel стало одним из самых удачных для студии Sony Pictures.
Купить паука
Основанная в 1993 году Marvel Films поначалу не должна была специализироваться на съемке фильмов. Главной задачей компании было лицензирование всех возможных персонажей комиксов Marvel — от самых популярных до малоизвестных. Прибыль от продажи прав на использование образов героев в перспективе казалась куда заманчивее. Благословенное время бесконечных франшиз для киностудий еще не началось, ровно как и царствие комиксов в прокате.
В середине девяностых Marvel Entertainment приходила в себя после финансовых неудач и ответила на предложение чиновника Sony Pictures Яира Ландау о продаже прав на экранизацию «Человека-паука». В 1998-м дружелюбный сосед «Человек-паук» обосновался на Sony — студия приобрела права на персонажа и всю его вселенную, куда входили разнообразные злодеи, друзья и родственники Питера Паркера.
Изначально Ландау хотел купить права на нескольких персонажей за $25 млн — в компании со Спайди, как нежно называют своего героя фанаты, на Sony должны были уйти Железный человек и Черная пантера. Однако начальство Ландау посчитало, что одного супергероя достаточно. «Никому не сдались другие персонажи. Иди и покупай только Человека-паука», — услышал Яир от руководства и выложил $7 млн за права.
В итоге сделка включила в себя около 900 разношерстных персонажей, населявших комиксы про Питера Паркера. Кое-кто уже выбрался на экран соло («Веном»), кому-то еще предстоит знакомство со зрителем (вампира Морбиуса в одноименном фильме играет Джаред Лето). Согласно соглашению с Marvel, Sony должна снимать по одному фильму по вселенной комиксов раз в пять лет и девять месяцев. Если такая очередность выполняется, Sony может держать Питера Паркера в своем пользовании бесконечно.
Оживить паука
Взявшись за экранизацию, студия первым делом отбросила существовавший сценарий Кэмерона — ровно как и его самого. Режиссерами первого фильма могли стать совершенно разные авторы: от М. Найта Шьямалана и Тони Скотта до Роланда Эммериха и Дэвида Финчера. Последний почти получил пост, но наотрез отказался ставить историю становления героя — Финчеру было интересно показать совсем другую сюжетную линию, включавшую в себя смерть подружки Питера Гвен Стейси.
Выбрав Сэма Рэйми, за плечами которого была культовая трилогия «Зловещие мертвецы», Sony невольно задала тренд в привлечении к комиксам режиссеров, снимавших хорроры. Гильермо дель Торо («Хеллбой»), Джеймс Ганн («Стражи Галактики»), Скотт Дерриксон («Доктор Стрэндж»), Джеймс Ван («Аквамен»), Дэвид Ф. Сэндберг («Шазам»), Рубен Фляйшер («Веном»), даже Зак Снайдер — все они родом из ужасов.
Трилогия Рэйми о Человеке-пауке с участием Тоби Магуайра растянулась на пять лет (с 2002 по 2007) и собрала в прокате почти $2,5 млрд. Но вместе со сборами рос и бюджет: первая картина была снята за $139 млн, вторая — за $200 млн, ну а за третью пришлось заплатить неприличные $258 млн. Прибыль студии от фильма «Человек-паук: Враг в отражении» составила всего $159 млн — это было на 35% меньше сиквела и на 64% меньше оригинала.
Бюджет четвертой части мог устремиться в бесконечность. Этому способствовали как увеличившиеся гонорары звезд, так и стоимость визуальных эффектов. Студия подсчитала, что в лучшем случае она выйдет в ноль. Пока новостные сайты судачили, кто сыграет Стервятника (он должен был стать главным антагонистом), сценаристы раз за разом переделывали текст. Параллельно Сэм Рэйми терял энтузиазм и взял самоотвод.
В 2010 году на Sony приняли еще одно ошибочное решение.
Перезапустить паука
Термин «ребут», он же «перезапуск», известен давно. Многие десятилетия назад им пользовались в комикс-индустрии, когда требовалось начисто переписать историю героев, сделав вид, что предыдущие выпуски не существовали. Происхождение героя в перезапуске рассказывали заново — именно это и решила сделать глава Sony Эми Паскаль. Для нового фильма нашли подходящего режиссера, снявшего хит независимого кинопроката «500 дней лета». Марку Уэббу в 2010-м было всего 36 лет, а выбранному на роль Питера Паркера артисту Эндрю Гарфилду — 28.
Возраст играет весьма важную роль во франшизе, ведь по сюжету Паркер 16-летний школьник, рефлексирующий и неуверенный в себе парень, ставший супергероем поневоле. Брать на роли подростков тридцатилетних и моложаво выглядящих артистов — известное голливудское решение, но в случае Магуайра и Гарфилда студия промахивалась дважды: оба актера пусть и уверенно изображали фрустрацию, но совершенно не были похожи на школьников.
Впрочем, вряд ли этот факт хоть как-то сказался на франшизе. «Новый Человек-паук» вышел в 2012 году, когда студия Marvel уже вовсю развивала свою киновселенную. Более того, премьера прошла спустя месяц после выхода «Мстителей», первого блокбастера, собравшего нескольких супергероев Marvel. Что делала Sony? Снова показывала, как Питера Паркера кусает радиоактивный паук.
Президент Marvel Studios и движущая сила киновселенной Marvel Кевин Файги смотрел, как Питер Паркер барахтался в сетях Sony если не в древнерусской тоске, то уж точно в плохом настроении. «Ни за что на свете я бы не советовал перезапускать «Железного человека», — писал Файги своему начальству в Marvel Entertainment. — Это наш Джеймс Бонд, истории о котором мы сможем рассказывать на протяжении десятилетий с разными актерами. А в случае «Человека-паука» было большой ошибкой отказывать существующей трилогии места в киновселенной Человека-паука. Что вы сообщаете зрителям в таком случае? Что фильмы Сэма Рэйми были ошибкой?»
«Новый Человек-паук» еле-еле собрал $752 млн — это меньше любого фильма из первой трилогии. Сценарий продолжения Файги припечатал еще сильнее: «Скучная тягомотина, которую я прочитал с трудом. Мне сразу захотелось сжечь сценарий». «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» сталкивал Питера сразу с двумя злодеями — Электро и Носорогом в исполнении Джейми Фокса и Пола Джаматти — и был перегружен экшеном и спецэффектами. Уэбб в 2017 году вспоминал его с грустью: «Я многим горжусь — например, идеей о том, что супергерой не может спасти всех. Горжусь амбициями этой картины. Но вместе с тем это очень, очень, очень сложно снимать. Многим просто не понять, в чем состоят трудности. Но я не жалею, что принимал участие. Это долгий разговор, который мне, пожалуй, не стоит вести публично». Режиссеру действительно есть о чем поговорить: после $202 млн «Высокого напряжения» в Штатах (зарубежные сборы принесли еще $506 млн), сиквел признали провалом. Уэбб должен был разрабатывать третий фильм, когда Sony решила снова изменить курс.
Отдать паука
Неудачу Sony в Marvel переживали по-разному. Если Файги было больно смотреть на персонажа, то его шеф, Айк Перлмуттер, который долгое время имел влияние на студию Marvel, чувствовал удар по карману. Мерч с Человеком-пауком (игрушки, футболки и прочее) приносили все меньше и меньше. Нужно было убедить Sony передать героя в руки Файги.
Разговор с Эми Паскаль президент студии Marvel взял на себя. Он вызвал ее на обед, и предложил вписать Человека-паука во вселенную Тора, Тони Старка и Капитана Америка. Паскаль, которой осталось всего несколько месяцев на посту главы Sony Pictures (в декабре 2014-го разразился ужасный скандал, связанный с утечкой информации), настолько оскорбилась, что запустила в Файги сэндвичем. «А ну-ка пи*** отсюда», — заявила она.
В июле 2014-го в интернете появилась петиция «Верните Человека-паука Marvel». Паскаль отмела ее как несущественную: в конце концов, она на протяжении 12 лет слышала это от фанатов франшизы. Marvel не сдавались. Будучи во владении конгломерата Disney с 2009 года, студия имела свои связи. CEO Disney Боб Айгер на конференции для медиамагнатов подловил CEO корпорации Sony Кадзуо Хираи и предложил подумать над паучьими неудачами — в конце концов, проигрывали все. Неизвестно, упомянул ли Айгер злополучную петицию, но оказалось, что Хираи вообще не в курсе недовольства фанатов и пребывает в уверенности, что перезапуск прошел прекрасно.
Файги и Перлмуттер уже планировали представить нового Человека-паука в третьем фильме франшизы «Первый мститель» в 2016-м, чтобы в 2017-м выпустить сольную картину. С ними были согласны даже управленцы Sony Pictures, но не высшие чины. Расставаться с правами не хотелось, а Disney, в свою очередь, не прельщала перспектива полностью оплачивать производство дорогостоящих фильмов для другой студии. Что интересно, сопредседателю Sony Pictures Entertainment Майклу Линтону было абсолютно все равно, кто возьмет креативный контроль над Человеком-пауком. Но Эми Паскаль, разделявшая с ним руководство студией, считала, что должна снять фильм, который бы стал достойным завершением «карьеры» Питера Паркера на Sony.
Паскаль носилась с идеей снять «Зловещую шестерку» и третьего «Человека-паука». «Шестерка» должна была стать своего рода «Грязной дюжиной» супергеройского мира, историей о противниках Человека-паука. Сценарий писал Дрю Годдард, снявший постмодернистский хоррор «Хижина в лесу», и он же планировал снимать фильм. Паскаль надеялась получить на главные роли Леонардо Ди Каприо, Мэтта Дэймона и Дэниела Крэйга. Там бы нашлось место и для Эндрю Гарфилда, но Годдард переписал сценарий, сделав Питера Паркера 16-летним подростком и отправив его сражаться плечом к плечу со злодеями в мир, наполненный динозаврами.
Как только Годдард сдал текст, случилась злополучная утечка информации на Sony. Злоумышленники, хакнувшие серверы студии, выложили в открытый доступ множество писем, среди которых была и переписка о передаче Человека-паука в лоно Marvel. Фанаты ликовали.
Перепридумать паука
Паскаль и Файги снова встретились. На сей раз никто не швырялся сэндвичами, а разговор пришел к необходимости снять новый фильм про Человека-паука, но сделать его в стиле подростковых комедий Джона Хьюза («Шестнадцать свечей», «Клуб «Завтрак»). Всего за несколько дней студии нашли общий язык и заключили сделку, по которой Питер Паркер появился бы в фильме «Первый мститель: Противостояние», а затем уже в 2017-м вышел блокбастер «Человек-паук: Возвращение домой», снятый под руководством Кевина Файги. Вторым продюсером фильма стала Эми Паскаль, уволенная с Sony и создавшая собственную кинокомпанию.
Подбором актера на роль Питера Паркера занимались Файги, Паскаль и режиссеры «Противостояния» Энтони и Джо Руссо. Последние совершенно четко знали, кто им нужен. Один из артистов на пробах напомнил братьям Кристиана Бэйла в «Империи солнца». Юношу звали Том Холланд, и, как и Бэйл, он был уроженцем Великобритании — страны, исправно поставляющей Голливуду звезд самого разного калибра. Посмотрев «Невозможное» с Холландом, братья утвердились в выборе: парнишка мог вынести на себе целый фильм, умел танцевать и выделывать акробатические трюки. Вдобавок ему исполнилось всего 19 лет, и он как никто другой был близок к настоящему возрасту Питера Паркера.
Режиссерское кресло «Возвращения домой» занял Джон Уоттс — совсем молодой постановщик с хоррором в анамнезе («Клоун»). Его Человек-паук ходил в школу, тусил с другом, собирал Звезду смерти из Lego и сох по красивой однокласснице. Одним из главных элементов фильма стало участие Тони Старка (Роберт Дауни-мл.), который не только соединяет «Возвращение домой» со вселенной Marvel, но и является отцовской фигурой для героя. Результат оказался ошеломляющим: $880 млн в мировом прокате, $334 из которых пришлось на Северную Америку.
Сиквел, вышедший только что на российские экраны, показывает Питера Паркера после событий блокбастера «Мстители: Финал». Смерть Тони сказалась на герое; потеряв своего ментора, Питер изо всех сил пытается остаться собой, обычным школьником, которому хочется поехать на каникулы и признаться девушке в любви. И хотя фразу «с большой силой приходит большая ответственность», растиражированную картиной Сэма Рэйми в начале нулевых, никто не произносит, на Паркере лежит огромный груз. Ему предстоит осознать собственную важность, но, как и многие умные люди, он страдает синдромом самозванца и совершенно не уверен в себе. Правда, оказывается, что и его кумир, Железный человек, тоже подвергал сомнению собственные действия.
«Человек-паук: Вдали от дома» кажется идеальным летним блокбастером с красивыми съемками в Венеции, Праге и Лондоне, но на деле это размышление о конце иллюзий, прощании с детством и история об отвергнутых людях. Злодеями, как и в «Возвращении домой» становятся обычные работяги, простые люди, которым не довелось испытать признание общества. На фоне других антагонистов Marvel — от богов до пришельцев из других миров — это любопытная альтернатива.
Что дальше? Sony и Marvel должны понять, как совместить Человека-паука и других персонажей его вселенной. Хорошо бы столкнуть его с Веномом — кстати, Том Холланд и Том Харди работали вместе на фильме Стивена Найта «Лок», пусть и не в кадре. И неплохо было бы продолжить анимацию «Человек-паук: Через вселенные». Главное — чтобы студии не потеряли взаимопонимание. Благо $150 млн, собранные фильмом «Человек-паук: Вдали от дома» за первые дни проката, говорят о том, что сотрудничество оказалось крайне плодотворным.
При работе над текстом использованы материалы книги Бена Фрица The Big Picture: The Fight for the Future of Movies