Медленнее, ниже, слабее: почему «Люди Икс: Темный Феникс» провалились в прокате
Когда сиквел анимационного фильма про говорящих животных обгоняет в прокате старт последнего фильма одной из старейших супергеройских франшиз, дело плохо. «Темный Феникс» начал прокат с $14 миллионов — 19 лет назад первый фильм серии «Люди Икс» собрал в день выхода $20 миллионов. Рецензии у «Феникса» самые плохие из всех серий, на Rotten Tomatoes у картины Саймона Кинберга всего 22% «свежести», что отбирает пальму первенства у блокбастера «Люди Икс: Начало. Росомаха» с его 37%. Даже привычно нелюбимый фанатами громоздкий «Люди Икс: Апокалипсис» набрал 47%.
Ожидается, что за уик-энд «Феникс» соберет всего $33,9 млн, и это станет худшим стартом для фильма франшизы «Люди Икс» в Америке. Грустный рекорд по самым низким сборам уик-энда для мутантов пока удерживает боевик «Росомаха» Джеймса Мэнголда, стартовавший с $53 млн в 2013 году. Но даже эта картина смогла собрать на родине $132 млн, а в том, что «Феникс» перелетит за сотню, пока нет уверенности.
Аналитики сравнивают цифры «Феникса» с другим кассовым провалом студии Fox — «Фантастической четверкой», экранизацией комикса Marvel, которой занимался молодой режиссер Джош Транк (по сценарию все того же Кинберга — о нем мы еще поговорим). В августе 2015-го аналитики прочили картине $40 млн за первые выходные, однако рецензии были настолько убийственными, а фильм настолько невнятным, что собрав в премьерный уик-энд $25,7 млн, он затух на убийственной для студии цифре $56,1 млн.
Что случилось? Почему финал 19-летней истории «Людей Икс» обернулся не самым кассовым фильмом лета, а одним из главных провалов?
Сюжет о превращении телепатки Джин Грей в могущественного мутанта считается одним из самых популярных в комиксах Marvel. Темный Феникс — загадочная космическая сущность, чья сила так велика, что способна уничтожать не только планеты, но и целые солнечные системы. При этом Феникс не бездумная манифестация сил природы, у него есть разум, весьма продвинутый. По воле авторов комиксов Феникс любит существовать в симбиозе со смертным хозяином, паразитируя на его желаниях и эмоциях. Впервые он появился в комиксах в 1976 году, когда мир все еще боялся Третьей мировой, а женщины в комиксах становились все более пассивными. Решение наделить практически божественной силой одну из героинь Людей Икс сейчас кажется прорывом, но Феникс практически делал Джин злодейкой лишь для того, чтобы профессор Икс впоследствии мог сыграть в экзорциста и изгнать существо из тела девушки.
В 1999 году мир тоже боялся — ожидали конца света, связанного с переходом в новый век. На фоне боязни полного краха компьютерных систем рождался фильм, который возродил интерес к комиксам в кино. Студия Fox, купившая у издательства Marvel права на линейку комиксов «Люди Икс», поручила многообещающему режиссеру Брайану Сингеру снять фильм про мутантов. Он начинался революционно для кинокомиксов — в Освенциме, где маленький Магнето впервые проявлял свои способности. Основным мотивом картины Сингера стала ненависть людей к мутантам, в которой четко прослеживалась аллюзия на гонения меньшинств. Переодев своих героев из ярких костюмов в лаконичные черные комбинезоны, Сингер вывел формулу успеха комиксов: мрачно, реалистично, но с щепоткой юмора.
Если первые «Люди Икс» принесли в мировом прокате $296 млн, то сиквел, вышедший в мае 2003-го, собрал $407,7 млн. После этого Сингер удалился на Warner работать над фильмом мечты про Супермена, а бразды правления «Людьми Икс» передали Брэтту Рэтнеру, режиссеру-плейбою, которого студия изначально выбрала в качестве постановщика еще в конце 1990-х, но тот отказался. В итоге Рэтнер взялся за блокбастер «Люди Икс: Последняя битва», самый дорогой фильм к моменту своего выхода (бюджет картины $210 млн).
Для работы над сценарием Fox наняла Саймона Кинберга, сценариста блокбастеров «Три Икса» и «Мистер и миссис Смит». Вряд ли боссы Fox спутали иксы в названии боевика с Вином Дизелем с иксами-мутантами, но волею судеб Кинберг прописался во франшизе — он продолжал писать сценарии, а с 2011 года числился продюсером серии. Но вернемся к «Последней битве». Кинберг предложил экранизировать историю про Темного Феникса, что напугало главу студии Тома Ротмана. Во-первых, это было слишком мрачно, во-вторых, только что потерпели крах два супергеройских фильма с женщинами в главных ролях — «Электра» и «Женщина-кошка», в-третьих, слишком дорого. В итоге линию Феникса задвинули на второй план, выдвинув вперед тему о лекарстве от мутации.
«Последняя битва» оказалась очень зрелищной, но поверхностной, что огорчило критиков (57% «свежести» на Rotten Tomatoes), но привлекло в прокате $459 млн, из них $234 млн в Северной Америке. Фамке Янссен, игравшая в третий раз Джин Грей, эффектно убивала нескольких ключевых персонажей, но в финале погибала от руки Росомахи. Зрители запомнили этот сюжет, но спустя 13 лет после выхода фильма Синберг скажет в интервью Los Angeles Times: «Что касается «Последней битвы», то я больше всего сожалею, что история Темного Феникса была отброшена на второй план. И когда я перезапускал временную линию, то надеялся, что это позволит нам заново рассказать эту историю».
Студии любят повторяться — мы уже дважды смотрели, как умирает дядя Бен в «Человеке-пауке», и не сказать сколько раз жалели убитых родителей Бэтмена. Даже когда Fox в 2011-м перезапустил франшизу фильмом «Люди Икс: Первый класс», пришлось оставить знаковых мутантов вроде Мистик, Зверя и Ночного змея — зрители должны были видеть знакомые синие лица. С назначением в режиссерское кресло Мэттью Вона, британца, продюсировавшего фильмы Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», франшиза приобрела легкость, самоиронию и стала больше похожа на фильмы студии Marvel, появившиеся в 2008 году.
К сожалению, далее Fox снова обратилась к Брайану Сингеру, который снял монументальную картину «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014), обнулив события трилогии, начатой в 2000-м. На роль Джин Грей снова пригласили Фамке Янссен, но уже в следующей части с подзаголовком «Апокалипсис» (2016) эту героиню играла звезда «Игры престолов» Софи Тернер. Нельзя сказать, что в «Людях Икс» актеры важны — пожалуй, лишь Хью Джекман смог вытянуть на себе три спин-офф про Росомаху. Делая Джин Грей протагонисткой фильма, студия рисковала: Тернер хоть и была известна благодаря «Игре престолов», ее актерские способности оставляли желать лучшего.
Даже $543 млн «Апокалипсиса» не устроили Fox — это был лишь 15-й результат за 2016 год. Даже «Отряд самоубийц», считавшийся откровенно неудачным, собрал $746 млн, а выскочки из Marvel со своим блокбастером «Первый мститель: Противостояние» и вовсе перевалили за миллиард. Даже «Дэдпул», снятый за какие-то $58 млн, получил отличный прием ($783 млн). Откровенно говоря, ситуация была не лучшей: Сингер отказался снимать франшизу дальше, контракты Майкла Фассбендера, Джеймса МакЭвоя, Дженнифер Лоуренс и Николаса Холта закончились. Но Кинберг очень хотел снять фильм сам, поэтому актеров пришлось уговорить на еще одну картину. Возможно, полное нежелание играть приевшихся персонажей отражается через невыразительную актерскую игру. Возможно, Кинберг пусть и хороший сценарист и продюсер, не обладал необходимым для режиссера видением — с визуальной точки зрения «Темный Феникс» — очень посредственная лента, кроме того, она грешит экспозиционными диалогами, самоповторами и полным отсутствием юмора.
Но что самое интересное, будучи большим фанатом истории Темного Феникса, Кинберг не смог отобразить историю из комикса. Джин Грей не становится злодейкой, соблазнившись силой Феникса, она просто не может ее контролировать. Что сводит на нет все потуги студии показать, что у них тоже есть супергеройский фильм с женщиной-протагонисткой. Джин в «Темном Фениксе» — очередная девушка в беде, которая справляется со своими демонами лишь благодаря профессору Икс. Антагонистом становится героиня Джессики Честейн, представительница инопланетной расы, прилетевшей на Землю в поисках Феникса, чтобы перехватить силу и терраформировать нашу планету.
Финал во многом перекликался с вышедшим в марте 2019-го блокбастером «Капитан Марвел», из-за чего Кинбергу пришлось переснимать несколько сцен. Но в итоге в фильме все равно осталась фраза «Эмоции делают меня сильнее», которую говорит Джин, когда полностью берет контроль над своими новыми способностями. Кэрол Дэнверс, сообщая о важности эмоций своему учителю (Джуд Лоу), побеждала его, вопреки наветам «учись себя сдерживать». Требование отключить эмоции слышала практически любая женщина, поэтому приятно, что Голливуд начинает показывать обратное. Капитан Марвел обладала недюжинным сарказмом, в то время как Джин Грей приходится иметь дело с пустопорожним пафосом — фильмы пусть и выдают похожие слова, но воздействие их неравнозначно.
«Люди Икс», придуманные Стэном Ли в тревожное для мира время (первый выпуск комиксов вышел в 1963 году), сейчас возвращаются в лоно студии Marvel благодаря покупке конгломератом Disney студии Fox. Винить Disney в неудаче «Феникса» не стоит — фильм был завершен еще в 2017 году, когда разговоры о покупке Fox еще не велись. Нельзя сказать также, что 2019-й — это год завершения «Мстителей», «Звездных войн» и «Игры престолов» — студии и канал HBO продолжат франшизы. Но уже сейчас понятно одно: количество должно переходить в качество. Мир принял супергероев, но не примет перенаселения. И «Людям Икс» еще предстоит новая битва за зрительские кошельки, пусть уже и в новом составе и с новыми актерами. Неудачный «Темный Феникс» — лишь многоточие в ожидании новых цифр.