Все лето каждый уик-энд 10 человек отправляются на велосипедах в тур по галереям современного искусства Москвы и Санкт-Петербурга. Проект «Искусство на колесах» запустили велосипедный бренд Electra и агентство Pops. Корреспондент Forbes Life проехал московским маршрутом и выяснил на собственном опыте, что четырехчасовой заезд не только путешествие во времени и пространстве, но и лекарство от фобий.
Красивая легенда — всегда хорошее начало. Едва успев подогнать сиденья велосипедов под рост, вы слышите рассказ о Джэнни Сэвилл, одной из самых дорогих ныне живущих художниц. В Москве она с удивлением обнаружила, что для знакомства с местной художественной сценой недостаточно посетить какой-то один арт-кластер, а быстро обойти все важные галереи пешком — задача не из простых. Так что идея с велосипедами напрашивается сама собой. Информация о недавней продаже картины Сэвилл на торгах за $12,5 млн дается впроброс. Будьте готовы: воображаемый звон эффектно отскакивающих от московской брусчатки миллионов станет рефреном всей поездки.
Автор маршрута — основатель Fragment Gallery Сергей Гущин. От блогера-популяризатора современного искусства автоматически ждешь простой и яркой подачи информации в формате ликбеза. В этом смысле тур не разочаровывает. Люди с улицы обычно опасаются заходить в галереи, ожидая холодного приема и надменного взгляда со вздернутой бровью. Но когда вы буквально въезжаете в галереи на велосипеде, страхи и смущения исчезают сами собой, а галеристы выглядят вполне милыми и радушными людьми.
Во время заезда советуем активнее смотреть по сторонам, причем не только из соображений безопасности. На фоне мелькающего по сторонам ландшафта темы, затрагиваемые в ходе экскурсии, вступают в увлекательный, а порой и ироничный диалог. Например, разговор о неверии многих российских арт-деятелей в отечественный рынок искусства начинается как раз на остановке возле храма Христа Спасителя. А первое, на что натыкаешься в галерее RuArts, заходя с улицы, — работы художника «уличной волны» Марата Морика.
С первых же минут тур становится путешествием не только в пространстве, но и во времени. Переезжая от одной галереи к другой, вы узнаете о главных вехах развития рынка современного искусства в России и в мире. Экскурс на 50 лет назад и обратно обусловлен тем, что зарождение современного искусства в том виде, каким мы его знаем сейчас, принято датировать 1970 годами. Так что готовьтесь не только ездить, но и прыгать: из Москвы 1988 года, когда тут проходил легендарный аукцион Sotheby’s, в Нью-Йорк наших дней, где Джефф Кунс вернул себе звание самого дорогого из ныне живущих художников рекордной ценой в $91 млн за одну работу.
Бонус арт-тура в компании галериста — это инсайдерская информация. Например, для того, чтобы самостоятельно найти тайную комнату галереи «Сцена» в арт-пространстве «Рихтер», надо, по крайней мере, знать о ее существовании.