На стройке Нотр-Дама: французы ищут реликтовые дубы, голландцы уже отпечатали горгулью на 3D-принтере
Спасение руин Собора Парижской Богоматери зависит от того, насколько умело над дырой крыши натянут зонтик и крепко стянут обломки. Работы по консервации собора из пяти этапов должны завершиться к началу осени, до сезона дождей и ветров.
Раскрыть зонтик, открыть каменоломни, найти реликтовые дубы
В обращении к французской нации президент Макрон поклялся восстановить собор в течение пяти ближайших лет, к 2024 году, в точности таким, каким он был до пожара и «даже лучше». Конкурс проектов объявлен. Собрано пожертвований более €1 млрд.
«Это возможно!» — уверен Жан-Клод Беланжер, генеральный секретарь l’Association ouvrière des compagnons du devoir et du tour de France, французской ассоциации сохранения традиционных ремесел. Для этого понадобится целая армия плотников, кровельщиков и каменотесов, владеющих старинными техниками, которых придется искать по всему миру.
«Нотр-Дам — не первый сгоревший собор во Франции. У нас уже есть опыт восстановления. В 1840 году горел собор в Шартре, в 1914 — в Реймсе, в 1972 — в Нанте, шато Люневиль — в 2003 году, отель Ламбер в Париже — в 2013 году, — говорит архитектор Жан-Франсуа Ланье, почетный президент Общества исторических монументов и эксперт ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного наследия.
Нотр-Дам, каким мы его потеряли. Историческая и культурная ценность собора
Кафедральный собор Парижской Богоматери, который был заложен в 1163 году и постоянно достраивался вплоть до XIV века — первая попытка средневековых зодчих сконструировать сооружение, которое стало бы образцом нового готического стиля, и при этом обладало бы неповторимой индивидуальностью.
Впрочем, парижский Нотр-Дам во многом памятник не только готики, но и архитектуры XIX века. В 1844 году началась капитальная реставрация собора под руководством Эжена Э. Виолле-ле-Дюка. Первоначально предполагалось лишь укрепить сооружение и воссоздать утраченные во время Великой французской революции статуи. Однако реставратор не захотел ограничиваться косметическими работами и задался целью восстановить первоначальный облик собора. Так был реконструирован снесенный еще в XVIII веке шпиль. То, что произведение Виолле-ле-Дюка было уничтожено пожаром — это большая потеря, ведь реставрация XIX века уже стала частью истории архитектуры и достойна бережного отношения и сохранения.
Серьезной переделке подвергся и интерьер собора. Виолле-ле-Дюк считал, что главная цель реставрации — это не поновление или сохранение здания в уже существующем виде, а возвращение сооружения к его оригинальному виду. Восстанавливая Нотр-Дам, он решил хотя бы в некоторых частях воссоздать облик собора XII века. Это было серьезным и, как сейчас представляется, не самым этичным вмешательством, особенно учитывая тот факт, что при реставрации Виолле-ле-Дюк нередко сочетал археологическую и историческую точность со своими собственными, порой довольно фантастическими представлениями о средневековой архитектуре. В итоге была произведена перепланировка окон, примыкавших к средокрестию, чтобы посетители собора могли наглядно увидеть, как развивалась готическая архитектура, от четырехчастной системы стены XII века с небольшими окнами, к трехчастной XIII века, с расширенными оконными проемами.
Авторская отсебятина Виолле-ле-Дюка вызывала протесты. Например, в романе Марселя Пруста «В сторону Свана» можно найти недвусмысленное возмущение его реставрационными методами: «подобно тем архитекторам, ученикам Виолле-ле-Дюка, которые, вообразив, будто они открыли под амвоном эпохи Ренессанс и алтарем XVII века следы романского хора, приводят все здание в состояние, якобы присущее ему в XII веке».
Что сделал Виолле-ле-Дюк в XIX веке
Западный фасад Нотр-Дам-де-Пари, который мы привыкли считать образцом готической скульптуры XIII века, —по большей части реставрация XIX века. Великая французская революция нанесла собору непоправимый урон. За исключением трех окон-роз, навсегда исчезло огромное количество средневековых витражей, а внутреннее убранство собора было обезображено. Но сильнее всего пострадала скульптура. В 1793 году Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», а Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». После этого варварского распоряжения почти полностью были уничтожены статуи всех порталов и «Галереи королей», а также некоторые рельефы Собора парижской богоматери. Из-за этого появились различные несогласованности, главным образом технические. Впрочем, иконография, то есть, язык изображений интерпретируется легко и однозначно.
О чем рассказывает Собор Парижской Богоматери
Готический собор со своими сотнями, а иногда и тысячами статуй и витражей, изображающих праведников и грешников, ангелов и демонов, времена года и знаки зодиака, флору и фауну, жизнь с ее повседневными трудами, заботами и радостями — всю историю человечества от грехопадения до Судного дня, — это грандиозная энциклопедия, которая вобрала в себя все средневековые знания и представления о мире. В эпоху Средних веков все, что окружало человека, наполнено особым значением и таинственным смыслом, который было необходимо символически истолковать. Каменная громада собора — универсальная модель мироздания, в которой земное и небесное тесно переплетались и служили символами бога. Каждый архитектурный элемент, каждая скульптура — части обширной богословской программы.
Именно на западном фасаде Нотр-Дам-де-Пари, том, над которым так активно поработал Виолле-ле-Дюк, в XIII веке впервые была воплощена упорядоченная и строго иерархичная схема расположения скульптур и рельефов.
Фасад разделен на три яруса. В нижнем расположены три портала, а завершает его «Галерея королей» с 28 статуями ветхозаветных царей и цариц. Во времена Революции скульптуры обезглавили и скинули вниз. Современная галерея – это реконструкция. Часть подлинных статуй была обнаружена лишь в 1977 году. Сейчас они хранятся в Лувре и музее средневековья Клюни. Центр второго яруса заполнен большим круглым-окном розой с изображением Девы Марии в окружении пророков, персонификаций добродетелей и пороков, знаков зодиака и месяцев года. Третий ярус — сквозная легкая арочная галерея.
Большая часть скульптур и рельефов сосредоточена в первом ярусе. Все они расположены согласно строгой иерархии. По представлениям средневекового человека, всякая вещь в этом мире служит богу, и родом «службы», степенью и важностью определяется ее место в мире. Поэтому самые значимые сюжеты и фигуры находятся в верхних частях, а менее важные персонажи и сцены — в нижних.
Иерархия устанавливается не только по вертикали, но и по горизонтали: правая сторона почетнее, чем левая.
Знаки зодиака, которым соответствуют сцены сельскохозяйственных работ, возраста человека и сезоны, аллегорические изображения пороков и добродетелей расположены на уровне глаз, в цокольной части откосов портала. Это вещи, относящиеся непосредственно к земному человеческому существованию. Зодиакальный цикл -- круг времени, который повторяется вместе с календарным годом, праздниками, трудами и днями, покуда не наступит Страшный суд. Добродетели и пороки, в свою очередь, неизменно и ежесекундно борются в душе любого верующего, и постоянно ставят его перед выбором.
Выше, на откосах порталов, статуи ветхо- и новозаветных святых: мучеников и блаженных, цариц и царей, тех, кто в вечной схватке добра и зла выбрал сторону добродетели, и тем самым презрел мирскую суету с ее страстями и соблазнами и приблизился к Богу. Скульптуры праведников говорили верующему о том, что и он может последовать их примеру, и со временем — кто знает, —оказаться среди них.
Смысловое ядро западного фасада — это, конечно, тимпан и архивольты центрального портала. В нем расположена сцена Страшного суда, обрамленная фигурами старцев Апокалипсиса и ангелов. Она символизирует конец этого мира и наступление Царствия Небесного на земле. Это, собственно та точка, к которой стремится вся христианская история от Сотворения мира.
При переходе от порталов, галерей, консолей ко все менее ответственным и плохо доступным глазу частям собора, сюжеты скульптурных композиций приобретают всю большую свободу, становятся все легкомысленнее и фантастичнее. Химеры, горгульи и маскароны, в отличие от статуй нижних ярусов, практически не несут никакой смысловой нагрузки и символического значения. Клир довольно терпимо относился к такого рода изображениям.
Скульптуры собора были выполнены в те времена, когда по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Язык изобразительной программы парижского собора оказался принципиально новым и кристально ясным. Образы, адресованные людям, были одинаково понятны и образованному аристократу, и священнослужителю, так и простолюдину. На смену грозным изображениям апокалиптических видений и сцен страшных адских мук романских порталов пришли ясные и понятные образы, в которых противопоставлялись добро и зло, а кроткая смиренность заступников за род человеческий вселяла надежду на спасение.
Пожар, по счастью, не затронул западный фасад Нотр-Дам.
Что сгорело при пожаре 15 апреля
Большая и самая ценная часть собора уцелела. Готические крестовые своды благодаря строительному гению средневековых зодчих выдержали рухнувшую кровлю — обрушилось лишь три участка свода. Но по мнению реставраторов почти наверняка придется демонтировать и заново выкладывать все своды центрального нефа и трансепта собора. Из-за пожара они утратили несущую способность и могут рухнуть в любой момент.
Помимо шпиля, был полностью уничтожен деревянный каркас кровли, так называемый «лес» — уникальная основа собора. Несущая конструкция, хоть и частично поновлялась в XIX веке, состояла по большей части из балок, которые датировались XII и XIII веками. Исследователи говорят, что в некоторых местах древесина была и еще более древняя — VII–IX веков. Каждая балка вырубалась из цельного ствола дерева, а на изготовление каркаса понадобилось около 1300 дубов. Возможно, современным реставраторам удастся восстановить утраченную форму кровли и «лес», но безусловно при реконструкции будут использоваться новые балки.
Восстановить историю или создать бездушную копию, симулякр
По мнению экспертов Compagnons du Devoir et du Tour de France, французской ассоциации сохранения традиционных ремесел, для начала восстановительных работ в Нотр-Даме потребуется обучить старинным техникам как минимум 400 рабочих: каменщиков, плотников, каменоломов, кровельщиков, скульпторов. Учитывая трудовое законодательство страны, на обучение рабочих уйдет лет десять.
Нотр-Дам был построен из камня и дерева. Реликтовые дубовые леса были вырублены во Франции в XIII веке. По мнению вице-президента Фонда сохранения культурного наследия Fondation du Patrimoine Бертрана де Фейде, дубов подходящих размеров для кровли Нотр-Дама во Франции больше нет. Если и удастся найти деревья подходящей длины и толщины, то где-то за границей. Вероятнее всего, реставраторам придется использовать для перекрытий другую деревесину или клееный брус.
Собор, как и весь Париж, построен из назывемого парижского камня, Lutetian limestone, лютетского известняка. Это он придает городу единый архитектурный облик, мягкое серо-кремовое сияние, за что Париж прозвали городом света. Из этого камня выстроены османовский Париж, Лувр и Площадь Согласия.
На месте основных каменоломен сейчас расположены 5, 6, 14 и 15 округа, и даже самые маленькие рудники в черте Парижа. Часть рудников известны как катакомбы, чрево Парижа. В любом случае, все карьеры в черте города уже выработаны.
Однако, пока спорят о материалах будущей реставрации, сейчас важнее всего, чтобы реставраторы как следует натянули зонтик над Нотр-Дамом, чтобы защитить хрупкие конструкции от дождей и ветров. Пятилетний план спасения Собора Парижской Богоматери зависит от первого этапа консервации руин, на которые природой отведено четыре месяца, до начала осенних дождей и ветров. «Нужно понимать, что руины Нотр-Дама не выдержат ветра сильнее 90 км/ч», — говорит Паоло Вануччи, инженер CNRS, Национального научно-исследовательского центра.
На этой неделе в Париже обещают дожди, но Нотр-Дам к ним готов. Первый этап плана выполнен. 80 промышленных альпинистов укрепили зонтик над дырой в крыше.
Что предстоит успеть сделать в соборе к началу осени. Три важных шага
На втором этапе реставраторы приступили у укреплению трансептов. С помощью кранов, в люльках были подняты гигантские балки из клееного бруса на здание башен. Первым укрепили щипец — верхнюю треугольную часть на северном трансепте — пока еще держится каменный фасад. В ближайших планах — щипец на южном фронтоне и на западном.
Витражи в розах, которые чудесным образом устояли в огне, затянули сетями. Начали снимать каменнные скульптуры, чтобы не повредить их при строительных работах.
Самый важный в спасительном плане — третий этап. Под брезентовым покровом, который закрывает дыру в крыше от дождя, на высоте более 30 м будет положен деревянный настил. «Контрфорсы собора по-прежнему оказывают естественное давление. Нужно создать временную деревянную конструкцию на стенах собора, которая обеспечит прочность и ветроустойчивость здания», — рассказывает архитектор Фредерик Летоффе, президент французской Ассоциации предприятий по восстановлению исторических памятников.
Работы по укладке настила будут идти все майские праздники. Благодаря новой деревянной платформе специалисты смогут разобрать остатки обуглившегося деревянного каркаса и снять слой извести, которая защищает своды. После этого можно будет приступить к началу реставрации.
Чтобы укрепить 18-метровые балки настила, придется снять 30 уцелевших витражей по периметру нефа. Этим заняты семеро мастеров-стекольщиков. Розы решили оставить на месте, а витражи демонтируют на время реставрации.
Только после этого у реставраторов дойдут руки до стальных лесов, установленных вокруг собора во время предыдущей реставрации. По плану леса из 500 000 стальных труб должны были подняться на вершину шпиля, на 97 м. Однако установлено было только 54 м труб.Эта конструкция уцелела в огне, выдержав температуру 800 градусов. Сохранившуюся часть лесов убирать не планируют, ее лишь укрепят.
После того, как здание собора будет достаточно защищено от обрушения, реставраторы запустят внутрь собора робота, чтобы он самым тщательным образом прибрал пепелище.
Пепел Собора Парижской Богоматери. Мусор или бесценный строительный материал?
Однако, не дожидаясь уборки, голландская дизайнерская компания Conc3rde уже начала воссоздать Нотр-Дам из пепла, используя 3D принтер.
Одна горгулья из пепла уже напечатана. В качестве исходного материал взят пепел, собранный на месте пожарища.
На сайте medium.com создатель Conc3rde архитектор Эрик Гебоерс предложил сэкономить время и деньги, восстановив Нотр-Дам с помощью самой современной технологии, сохраняя душу памятник и пласты истории.
«Сейчас в соборе огромная дыра в крыше и исчезнувший шпиль. На полу нефа, в средокрестии — груды мусора. В этом мусоре — обломки парижского камня, обугленная древесина, пепел и пыль, — пишет Гебоерс: Оригинальный план собора хорошо известен. В 2000 году американский профессор Эндрю Таллон сделал полное 3D сканирование собора. Так почем у бы им не воспользоваться?
Мы предлагаем соединить старые материалы и новые технологии, — собрать обломки и внедрить их в новый парижский камень. Мы готовы собрать мусор, пыль, пепел и использовать при создании порошка в 3D принтере. Получится порошок цвета парижского камня желтовато-серого оттенка, смешанного с обгоревшей древесиной. Мы можем использовать этот порошок, и взяв на вооружение 3D –сканы собора, просто напечатать на 3D принтере недостающие части Нотр-Дама.
За последние пару лет в нашей компании в Роттердаме мы создали каменные напечатанные на 3D-принтере материалы. Используя 3D-скан, для примера мы напечатали на 3D принтере горгулью Le Styrgeиз порошка, составленного из пепла и известняка. Так мы получаем современную интерпретацию старинных техник, современные церковные технологии, которые могут сочетаться с традиционными ремеслами. Люди могут напрямую жертвовать на реставрацию, оплачивая конкретные части здания, и лично наблюдая за тем, как создается оплаченная им часть. Принтер наносит тонкие слои порошка. Полученные таким образом части устойчивы к погодным условиям, механическим воздействиям.
Мы готовы приступить к реконструкции немедленно, без поиска дополнительных источников финансирования и новых материалов. По этой технологии Нотр-Дам может открыться уже в течение нескольких месяцев».