Зорге в юбке: положительный образ русского шпиона в западном кинематографе
Через неделю в России должен выйти английский фильм «Код Красный» — в оригинале Red Joan («Красная Джоан») — о знаменитой русской шпионке Джоан Стенли. Британские спецслужбы не могли разоблачить ее полвека, что составляет рекорд для разведчиков всех времен и народов. В титрах фильма указано, что он основан на реальных событиях. А создатели фильма утверждают и более невероятное: что сценарий написан благодаря недавно рассекреченным документам британской ГРУ и КГБ в одном флаконе — МИ-6.
Именно англичанка Джоан, по версии авторов фильма, а вовсе не казненные за предательство американские супруги Розенберг, передала СССР главные секреты атомной бомбы и тем создала в мире ядерный паритет во времена холодной войны, предотвратив Третью мировую — бойню на полное взаимное уничтожение, включая убийство самой планеты.
В мировой прокат фильм выходит лишь на той неделе. Пока Red Joan показали только на ряде фестивалей, в том числе на главном фестивале Северной Америки в Торонто, который неофициально считается №2 в мире после Каннского. Режиссер фильма — мэтр британской киноиндустрии Тревор Нанн, который почти всегда как продюсер, постановщик и сценарист препарировал Шекспира. В главной роли семикратная номинантка на премию «Оскар» и обладательница знаменитой статуэтки за роль королевы Елизаветы во «Влюбленном Шекспире» Джуди Денч.
Парадокс в том, что на протяжении почти двадцати лет, в 1990-2010-е, Джуди Денч в семи фильмах подряд изображала начальницу Джеймса Бонда по имени М. (до и после нее на роли М. выбирали и выбирают только мужчин) — руководительницу той самой сверхсекретной британской МИ-6. А в «Коде Красном» именно МИ-6 арестовывает ее в старости как советскую разведчицу.
О чем это?
В конце 1930-х Джоан Стенли с отличием окончила курс теоретической физики в Кембридже. Именно там она познакомилась с еврейкой, беженкой сначала из Российской Империи, а потом из антисемитской гитлеровской Германии, особой, весьма свободной в нравах, которая свела ее со своим кузеном.
С этим кузеном у нашей англичанки возник роман. Благодаря ему она прониклась левыми идеями, симпатизировала протестам против фашистской бойни в Испании, стала посещать собрания и кинопоказы коммунистов, где демонстрировали, как можно понять из «Кода Красного», прежде всего советские картины. Молодая революционная романтика, как позже в студенческом Париже 1968-го.
Героиня фильма говорит в старости: «Это было самое злосчастное время. Самое счастливое. Эпоха мудрости. Но и эпоха безумия. Эпоха веры. И эпоха безверия. Эпоха света. И эпоха тьмы». Эти мысли отчасти из «Повести о двух городах» Диккенса — коммунизм искали и находили даже у него.
Перед кинопоказами все собравшиеся исполняли гимн в честь красного флага. Но героиня с ними не сошлась. Она не верила, что прекрасный новый мир, который британские товарищи вознамерились утвердить на руинах старого, это мир, построенный в СССР. Не верила, что товарищи Зиновьев и Каменев, заявлявшие на процессе по их уничтожению, будто замышляли убить товарища Сталина по заданию отщепенца Троцкого, говорят правду. В фильме перепутаны даты процесса, но это для кино ерунда.
В итоге, когда героиня как талантливый физик приглашена в особый центр, где Грейт Бритн совместно с Кэнэдой изготавливают ядерную бомбу, чтобы опередить Гитлера, а заодно американцев (те не делятся секретами даже с союзниками, ибо считают, по фильму «Код Красный», любых иностранцев потенциальными шпионами), она отклоняет предложения своего бывшего любовника и его сестры передать чертежи разработок русским. Экс-любовник и его сестра, оказывается, работают на СССР.
Но после американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки она изменяет свою позицию и передает все секретные документы. Не ради коммунизма или Сталина. А потому, что уверена: только общее знание и ядерный паритет удержат мир от Третьей мировой. Она говорит в фильме, что всегда оставалась английской патриоткой. Но история подтвердила ее правоту: после кошмарных атомных бомбардировок Японии никакая страна не решилась применить подобное оружие, испугавшись столь же страшного ответа.
В моем рассказе никаких спойлеров. Подробные аннотации фильма есть на всех наших и зарубежных киносайтах. Естественно, главную героиню играют две актрисы — в 2000-е и в 1930-40-е. Там ее изображает молодая Софи Куксон. Но хотя ее роль чуть ли не длиннее, чем у Джуди Денч, она в титрах фильма значится даже не второй, а третьей. Правильно: актрис-пацанок учить надо, чтобы не задавались.
Что в этом необычного?
Неожиданно уже то, что «Код Красный» — почти мелодрама. И уж точно история романтическая.
Еще: это не столько шпионская, сколько пацифистская и феминистская картина. Мир спасает женщина. Женщины, что уже типично для современного кинематографа, в том числе русского, выглядят более умными и сильными, нежели мужчины.
Меня изумило, что на главном киноманском сайте мира www.imdb.com главными ключевыми словами к фильму названы русофобия и пропаганда. Странно уже то, что иностранный сайт упоминает русофобию. Одним этим он по сути оправдывает героиню: словно бы та считала, что именно русофобия может стать одной из причин Третьей мировой. Хотя ни в сюжете фильма, ни в речах героини на это нет ни намека. А уж пропаганде, даже когда передавала секретные сведения СССР, она точно не была подвластна: в отличие от другого знаменитого британского шпиона Кима Филби Джоан не намеревалась переехать к нам.
Обращу внимание на другую любопытную деталь: необычайное уважение в англо-голливудском кино к русским шпионам.
Одна из первых звездных ролей Кевина Костнера — в фильме 1987 года «Нет выхода». Там его, офицера ЦРУ, обвиняют в связях с КГБ, и на него начинается охота внутри штаб-квартиры в Лэнгли. Ему надо проявить ум и изобретательность, чтобы не быть повязанным. И он проявляет. Спасается. Как сочувствуешь его искреннему герою! Но в финале выясняется… дальше — тишина.
В фильме 2006-го «Ложное искушение» Роберта Де Ниро, который не зря снимался у Копполы и Скорсезе (сам стал хорошим режиссером), цэрэушник в лице Метта Деймона способен обрести истинно честного друга лишь в лице вечного врага — представителя ГРУ, которого играет наш Олег Штефанко. Свои сдадут, а то и убьют. Лишь закоренелый враг в критической ситуации придет на выручку, поскольку именно такие враги блюдут кодекс неписаной чести спецслужб: спасти, если это не противоречит интересам Родины — и тут же вновь разойтись.
В фильме 2011-го «Шпион, выйди вон!» по роману легендарного Джона Ле Карре, который сам поработал на МИ-5 и МИ-6, а уйдя в отставку, стал писать шпионские суперроманы под псевдонимом, на праздновании то ли Рождества, то ли Нового года британские агенты ностальгируют по ушедшим временам холодной войны (которые теперь вернулись) и по соперничеству с русскими, которое было, в отличие от нынешней подковерной борьбы, честным и ясным.
Один из самых положительных персонажей «Шпионского моста» Стивена Спилберга (фильм 2015-го) — знаменитый советский разведчик Рудольф Абель. Он же Вильям Генрихович Фишер. Работа актера Марка Райленса, сыгравшего Абеля, принесла этому фильму единственный «Оскар».
Открытые вопросы
Конечно, странно уже то, что и в фильме Red Joan, и в романе, на основе которого он поставлен, изменено имя главной героини. Она никакая не Джоан Стенли, а Мелита Норвуд.
Вероятно, имя изменено не зря: ведь фильм сильно отличается от биографии героини в той же Википедии. Там, в частности, утверждается, будто она активно сотрудничала с КГБ еще с 1937 года, в том числе как вербовщица. Но тут-то и спотыкаешься. Какое КГБ? КГБ возникло в 1954 году. И можем ли мы верить Википедии?
Далее — тут уже претензии именно к фильму — вообще не сказано, что в Великобритании накануне Второй мировой и ее вступления в войну с Германией поклонников фашистов и Гитлера было куда больше, чем противников фашизма — коммунистов. Черчилль фактически заставил Англию начать войну с Гитлером. СССР и Англия взаимной войной против общего врага помогли друг другу.
Наконец, в фильме произносится лишь вскользь, что главную героиню фильма сдал шпион-перебежчик. Свое отношение к нему определять не стану: сдох — и дьявол с ним. Как бы я ни относился к различным режимам и идеологиям, предательство, тем более за деньги, на мой взгляд, чистое паскудство.