Американский бизнесмен анонимно пожертвовал $3 млн на выставку в Эрмитаже
Чилиец по рождению, баск по крови, житель Нью-Йорка и Парижа, — Матта стремился к разрушению социальных, культурных и географических границ. Роберто Матта родился в Чили в 1911 году. Закончил архитектурный факультет Католического университета Сантьяго. Открытый новым течениям в искусстве, исследователь технологического прогресса и человеческой психологии, Роберто Матта ни разу окончательно не примкнул к одному из течений в живописи: экспериментируя на стыке искусства и науки, он так и не стал до конца сюрреалистом. Тяга к бессознательному и иррациональному отдаляли его от абстрактных экспрессионистов. Отрицая формальные рамки стилей, Роберто Матта всегда проверял свое искусство практикой, стремясь познать глубину человеческой природы. О себе Роберто Матта: «Я не художник. Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть».
Современное искусствоведение вписало Роберто Матту в рамки латиноамериканского искусства. Сейчас в мире, помимо эрмитажной, идут еще три выставки художника. Но для питерских кураторов, Оксаны Саламатиной и главы отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, важным оказался именно русский, советский след в творчестве Матты. В 1930-е годы Матта работал в Париже в архитектурной студии Ле Корбюзье. В конце тридцатых подружился с Дюшаном, Дали, Бретоном, проникся идеями русского философа-мистика Петра Успенского, увлекся его теорией «четвертого измерения».
В 1936-м году художник, по-видимому, приезжал в Ленинград. В семейном архиве хранится открытка Ленинграда с изображением серпа и молота, сделанного рукой Матты на оборотной стороне.
«При подготовке выставки мы плотно работали с архивами Ле Корбюзье и Петра Успенского. Но к сожалению, не нашли пока документального подтверждения поездки Роберто Матты в СССР», — рассказывает организатор и куратор выставки Оксана Саламатина, галерист и куратор, живущий в России и США, основатель Salamatina LLC. Среди проектов Саламатиной в России — выставка американских художниц в Галерее на Солянке.
Работа над выставкой Матты в Эрмитаже заняла у Саламатиной около девяти лет. Первоначальная концепция — устроить ретроспективу художника в другом музее другой страны, — изменилась после разговора с Ником Ильиным, культуртрегером русского искусства, советником Эрмитажа. Ник убедил Саламатину провести первую в России выставку Матты в Эрмитаже. Уже в музее, в диалоге с Дмитрием Озерковым, отвечающим за современное искусство, возникла тема русского следа.
Работы на выставку в Россию предоставили 23 коллекционера из разных стран мира. Двое американцев в последний момент перед открытием решили не отправлять работы в Санкт-Петербург. Зато на открытие приехал и поддержал выставку крупнейший коллекционер Роберто Матты, исследователь его творчества, арт-дилер, сотрудничавший с художником в течение 25 лет, Томас Монахан. Три важнейшие работы 1940-х годов, когда Матта начинал свои живописные эксперименты, на выставке — из собрания Монахана. «Почти половина экспозиции — или мое собрание, или прошли через мои руки, — рассказывает Томас Монахан: Даже логотип моей галереи был разработан Роберто Маттой. Для меня важнее всего показать, что Матта был первым во многих экспериментах. Это он показал Поллоку, что можно писать пятнами, положив холст на пол, это под его влиянием формировался Арчил Горки, нью-йоркская школа».
Оливье Малинг, лондонский коллекционер и арт-дилер, владелец галереи Olivier Malingue на Бонд-Стрит, говорит, что его семья собирает работы Роберто Матты уже много лет. «В гостиной у отца, у моей бабушки в Париже, в галерее брата в Гонконге, — везде работы Роберто Матты. Если бы в 1960-е отец решил выставить их на аукцион, они стоили бы дороже Поллока, — говорит коллекционер. — Но для отца важнее всего видеть «Узника света» 1943 года каждый день в своей квартире».
По статистике Mutualart.com сейчас в среднем работа Матты продается на аукционе за $35 000. Ценовой рекорд — $5 млн — был установлен в 2012 на Christie’s за работу La revolte des contraires 1944 года.
«Роберто Матта — художник первого ряда, масштаб его творчества сопоставим с Максом Эрнстом, Марселем Дюшаном, Джексоном Поллоком, Андре Бретоном», — убежден Томас Монахан.
Выставку в Эрмитаже поддержал Томас Монахан. Все затраты по перевозке и страховке работ (около $3 млн) оплатил некий американский бизнесмен и коллекционер, который пожелал остаться неизвестным. На открытие в Санкт-Петербург, где побывали десять коллекционеров, чьи работы представлены на выставке, меценат не приехал. Но обещал посмотреть выставку чуть позже.