Елена Комиссарова: «Хотелось бы структурных изменений в экономике страны»
Глава компании «БЭЛ Девелопмент» Елена Комиссарова — финансист. И считает, что всю жизнь работает по специальности: основа девелопмента — четкая организация и грамотное планирование, а главное качество настоящего «человека недвижимости» — терпение.
Елена, как вообще вы оказались в таком традиционно неженском деле, как девелопмент?
В недвижимость я попала в 2005 году. Как финансисту мне пришлось заниматься реструктуризацией ряда строительных холдингов. И затянул процесс. Теперь я считаю себя девелопером, но ни разу не строителем. Я занимаюсь финансами, экономикой, менеджментом и действительно всю жизнь работаю по специальности. Ведь что нужно стройке? Хороший проект и финансирование. Решаешь эти два вопроса — и все начинает вертеться.
Что больше всего помогло вашей карьере и что, наоборот, помешало?
Очень хочется сказать, что у нас равноправие. Но посмотрите на любое профильное совещание — там же одни мужчины! Исторически так сложилось, и не только в России. Быть женщиной в девелопменте — это и труднее, и проще одновременно. А качество, которое иногда мешает, но чаще помогает, — это склонность к реструктуризации, к системности, к желанию разложить все по полочкам, словом, к скучным, рутинным процессам. Мужчинам это не свойственно, они из серии «мне бы шашку, да коня, да на линию огня»: давайте все быстро сделаем, потом разберемся. Я предпочитаю по-другому: расчет, калибровка, отчетность и так далее. По-другому я не умею. И не хочу.
Какими своими проектами вы гордитесь особо?
До сих пор с гордостью и теплотой вспоминаю наше участие в проведении Олимпийских игр в Сочи — хотя это скорее связано с менеджментом и гостиничным бизнесом. Мы обслуживали МОК Family, это все чиновники национальных спортивных комитетов и члены их семей: Прибрежная деревня, 1285 апартаментов. И это был хороший опыт для всей страны — сложный, неоднозначный, очень эмоциональный. Из наших элитных объектов, конечно, не могу не упомянуть уже реализованный проект «У Патриарших» — в 2013 году мы получили за него премию Urban Awards «Лучший комплекс апартаментов элит-класса». А в 2015-м получили эту же премию за проект «Гороховский 12» — «Лучший комплекс апартаментов бизнес-класса». Но дело вовсе не в том, гордишься ли ты своим прошлым, — главное, ты извлекаешь из него опыт. Учитываешь все достижения, все лайфхаки, как сейчас принято говорить, но и все промахи и недостатки — и идешь в новые проекты уже с новым багажом. Сейчас у нас в активной стадии строительства два адреса. Резиденция «Гоголевский 12» — всего 2000 кв. м, включая подземную часть с автоматизированным паркингом, но какие это метры! Речь идет об уникальном проекте воссоздания и приспособления под новое использование исторического памятника конца XVIII — начала XIX века, построенного архитектором Казаковым. Это Северный флигель городской усадьбы Цурикова — Нарышкиных — Васильчиковой — Оболенского — фон Мекк, они все по очереди ею владели. Очень сложная работа, которую мы ведем в тесной связке с Департаментом культурного наследия. Сейчас на площадке разбирают кирпичи, и мы непременно используем те, которые пригодны.
А в выходящем на Гоголевский бульвар фасаде появится застекленное окошко, через которое можно будет увидеть историческую кладку. Здесь будут три двухэтажных особняка с сохранением исторического облика зданий, в которых разместятся четыре элитные резиденции с оригинальными планировочными решениями. Проект «исторический», но в нем, безусловно, будут все современные системы: фильтрации и смягчения воды, очистки и мониторинга воздуха и многое другое.
Второй адрес — клубный дом «Долгоруковская 25», авторский проект архбюро Apex Project мастерской Сергея Сенкевича. Это два корпуса, «Музыкальный» и «Художественный», с тематической отделкой входных групп, всего 46 апартаментов с паркингом на 57 машиномест, в отделке фасадов — голландский кирпич ручной формовки, зданий с подобными фасадами в Москве еще не было. И место тоже замечательное — исторический Тверской район, близкое соседство с церковью Св. Николая Чудотворца, входящий в ансамбль проекта вновь выявленный памятник архитектуры XIX века — деревянный главный дом городской усадьбы Петрово-Соловово — Шиллера. Кстати, его тоже ждет полная реставрация, а затем в нем откроется ресторан. И еще хочу отметить, что этот проект мы сертифицируем по BREEAM — ключевой международной системе оценки экологической и энергетической эффективности зданий. Словом, настроение «Долгоруковской 25» — в сочетании актуальных трендов и исторической среды.
А сегодня, с высоты своего опыта, вы могли бы сказать: настоящий «человек недвижимости» — какой он?
Первое определение, которое у меня возникает, — терпеливый.
На рынке ведь работают разные люди, среди них есть настоящие звезды, но не всегда самый креативный девелопер оказывается самым успешным. Все-таки девелопмент — процесс созидания, которому нужны системность и терпение. И еще: сложная законодательная база, запросы покупателя, которые за последние пять лет выросли очень существенно, цифровизация, без конца меняющийся мир за окном — все это требует навыка постоянно изменяться, учиться. Мы, например, уже несколько лет внедряем BIM-технологии, занимаемся информационным моделированием зданий, переходя от трехмерных моделей к 4D-, 5D-, 6D-проектированию, к управлению не только строительством, но и стоимостью. В «Долгоруковской 25» мы работаем вместе с компанией APEX, сами для себя задали «цифровые стандарты», теперь стремимся их придерживаться и, конечно, развивать. Да, эти процессы не яркие, не показные — они внутренние, рутинные, требующие ежедневных усилий. Поэтому еще раз: люди в недвижимости должны работать терпеливые и усидчивые.
Вы не замечаете за собой некой, вполне объяснимой, профессиональной деформации? Скажем, приезжаете на отдых в любимые места — и ну оценивать качество строительства, удобство планировок...
Наверное, есть немного. В отдыхе у меня два пристрастия. Я люблю приезжать в европейские города и гулять по старым улочкам. Люблю Флоренцию, Париж, которые — да — рассматриваю с профессиональным пристрастием: как маньяк фотографирую фасады, мне интересно, как они совмещают историю и настоящее. Вот, скажем, во Флоренции множество отелей находятся в палаццо XIII века, но это же не мешает им быть комфортными и современными. Или вот в прошлом мае мы были в Копенгагене — ох, как там отреставрировали историческое здание библиотеки, которое стало офисно-выставочным центром! В Париже на набережной Бранли как-то набрели на административное здание Музея примитивного искусства: его фасад от крыши до тротуара — живые растения. Позже я узнала, что это творение Патрика Блана, всемирно известного дизайнера вертикальных ландшафтных садов. И мне так хотелось все там «поковырять», чтобы посмотреть, как выполнена гидроизоляция стен, как организован полив растений, как их стригут. Теперь у меня мечта — сделать что-то подобное, хотя, я понимаю, это сложно и дорого. Может быть, в Краснодаре, в проекте развития территории спортивного комплекса «Труд» у нас что-то получится.
Можете в нескольких словах описать элитный рынок Москвы?
В предыдущей жизни одного слова было бы достаточно — location: раньше, если у тебя площадка в центре города, ты однозначно успешен. Сейчас центровой адрес абсолютно ничего не гарантирует. Да, местоположение по-прежнему важно, но кроме него важны качество проекта, архитектурных решений и строительных материалов, грамотность планировок и современность инженерии. И еще безопасность.
И под безопасностью понимается не только охрана периметра, но в первую очередь репутация и финансовая состоятельность застройщика. И еще инфраструктура. Несколькими словами не обойтись. А сам рынок стал очень конкурентным, поэтому, в добавление ко всему вышеперечисленному, элитному проекту нужен какой-то особый флер, легенда, атмосфера. Возможно, самое правильное слово — харизма! И вот только тогда можно говорить о стопроцентном успехе.
Предположим, вы вправе изменить элитный рынок, но поменять можете только что-то одно. Вы смогли бы выбрать?
Знаете, в самом элитном рынке не надо ничего менять — он развивается, становится ярче и разнообразнее, и это здорово. Хотелось бы структурных изменений в экономике страны, которые привели бы к существенному повышению уровня покупательной способности населения, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. Вот это элитному сегменту очень бы помогло.
Материал опубликован в специальной секции Forbes Life Real Estate апрельского номера Forbes Life