Москва глазами экспата. Что топ-менеджер международного банка думает о жизни в России
Родной Дублин я покинул в 1989 году. С тех пор 20 лет прожил в Азии (Китай, Малайзия, Япония) и пять лет в Париже. В октябре 2015 года я переехал в Москву.
Откровенно говоря, я не знал, чего ожидать от России. Конечно, у меня было некоторое стереотипное представление, но, как оказалось, все это относилось к Советской России или России 1990-х годов. Так что я немало удивился, когда приехал в Москву и увидел по-европейски развитый мегаполис. К сожалению, на Западе мало кто понимает, что такое современная Россия.
Я привык к перемене мест — моя семья переезжала уже десяток раз. Разумеется, тяжело оставлять за собой полюбившиеся места и друзей, которые появляются в новой стране. Но последнее с развитием социальных сетей уже не представляет такой проблемы, как 10 лет назад.
К переезду в Россию моя жена поначалу отнеслась скептически: она также не понимала, что нас ждет. Но сейчас ее все устраивает. Энджи преподает английский язык, а вместе мы учим русский, часто смотрим балет. Вот, кстати, главный плюс жизни в Москве: у вас есть Большой театр. Мы с женой большие поклонники Светланы Захаровой.
Одна из привилегий экспатов — возможность жить в центре. Я с семьей живу в Романовом переулке, так что до главных достопримечательностей могу дойти пешком. Но больше всего мне нравится ездить по городу на велосипеде: проезжаю через Патриаршие пруды, парк Горького, Воробьевы горы, Лужники и обратно (всего получается 40 км) — это мой любимый маршрут. Люди не понимают, как много в этом городе зелени. Вам кажется, что Москва— это бетон и серость, но по сравнению с другими европейскими городами Москва — это зеленый оазис.
Благодаря роману «Мастер и Маргарита» (увы, читал я его только в переводе) я полюбил Патриаршие пруды. Большое впечатление на меня произвели Музей ГУЛАГа и Музей космонавтики. Меня захватывает история советской космонавтики. На Западе все знают Гагарина и восхищаются Нилом Армстронгом. Но почему-то мало кто вспоминает о Леонове, который первым вышел в открытый космос, а после приземления совершил еще один подвиг, выжив в заснеженной тайге.
В дни проведения чемпионата мира по футболу я встречался со своими зарубежными друзьями, которые смотрели матчи в Москве, и каждый из них открыл Россию с другой стороны. Они увидели дружелюбных людей и красивый город с большим количеством зеленых парков, обустроенных площадей, отличных баров и ресторанов — все то, что, к сожалению, не попадает в репортажи иностранных СМИ.
За два года мне так и не удалось увидеть парад на 9 Мая, но я был на Тверской, когда военная техника направлялась к Красной площади для участия в тренировочном параде. И это впечатляет. Тем более что вам действительно есть чем гордиться. СССР сыграл решающую роль в победе союзников во Второй мировой войне, и об этом нельзя забывать. А гордиться своей военной техникой, в общем, свойственно для любого государства. Я видел, например, парад на Елисейских Полях в Париже, и там он проходит так же. Только орудия поменьше.
Возможно, мне было немного легче адаптироваться в России, потому что русские во многом похожи на ирландцев. Мы очень открытые, страстные, увлекающиеся. Если веселимся, то на полную катушку, если грустим, то полностью предаемся отчаянию.
У русских есть удивительная черта: вы постоянно спрашивайте у иностранцев, что они о вас думают.