Окаменевшего шимпанзе работы Фаберже продают в Лондоне за £150 000
Глава международного департамента русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен о том, что покупать на русских торгах
4 июня в Лондоне на аукционе Christie’s будут проданы 320 лотов, среди них — 120 живописных работ и 190 предметов декоративно-прикладного искусства. О самых интересных и ценных лотах торгов Forbes Life рассказал Алексей Тизенгаузен, глава международного департамента русского искусства Christie’s.
Алексей, что из представленного на торгах, на ваш взгляд, относится к вечным ценностям?
Главная жемчужина торгов — работа на бумаге Александра Яковлева под названием «Танцовщица в испанском костюме» (£400 000–600 000), выполненная в характерном для творчества Яковлева стиле смешения русского неоклассицизма и элементов ар-деко. Эта масштабная работа вызывает прямые ассоциации с выдающимися масляными произведениями художника, в том числе с портретом Роберто Монтенегро, из собрания Русского музея, и с портретом Веры Шухаевой из коллекции Центра Помпиду. По всей видимости, источником вдохновения для создания этой работы Яковлеву послужил образ Анны Павловой.
Среди топ-лотов аукциона следует также особо отметить картину Бориса Григорьева «Матушка Агата» (£250 000 – 350 000). Она была написана летом 1924 года и относится к так называемому бретонскому циклу работ художника. Работы, созданные в тот период, впоследствии неоднократно участвовали во всех крупных выставках Григорьева в Париже, Нью-Йорке, Сантьяго и других городах.
Также на продажу будет выставлено восемь редких работ Ивана Похитонова, происходящих из собрания семьи художника (эстимейты от £8 000–12 000 до £50 000–70 000). Это миниатюрные женские портреты, пейзажи и натюрморты, демонстрирующие превосходное мастерство Похитонова. Еще одна находка — эскизы костюмов Александра Бенуа к лондонской постановке оперы Пуччини «Богема» 1946 года (5 лотов по 6 эскизов в каждом с эстимейтами каждого в £5 000–7 000). Постановка и, в особенности, костюмы, созданные по эскизам Бенуа, пользовались большим успехом как у публики, так и у критиков.
На русских торгах обязательно присутствуют изделия Фаберже. Почему Фаберже мало не бывает?
Мастера Фаберже создавали целый спектр разнообразных вещей от миниатюрных яиц до рамок и портсигаров.
На предстоящие торги выставляется подборка изделий Фаберже из выдающейся американской коллекции. Она состоит из четырех предметов. Это две рамки — розовая работы мастерской Вигстрема (£25 000–35 000) и синяя работы мастерской Перхина (£15 000–25 000), — а также миниатюрная ваза из бовенита (£15 000–25 000) и хрустальная таблетница (£20 000–30 000). Кроме того на торги выставляются три фигурки с изображением животных. Одна из них — украшенная драгоценными камнями фигурка шимпанзе из окаменелого дерева (£100 000–150 000). Две другие — морской котик и кролик. Еще один лот — редкая керамическая чаша в форме утки с отдельными серебряными элементами, украшенными драгоценными камнями (£200 000–150 000). В свое время она была подарена бабушке нынешнего владельца нефтяным магнатом Александром Манташевым (1842-1911).
Пополняет ли британская королевская семья свою коллекцию Фаберже?
Похоже, что сами они не покупают, но время от времени получают в дар прекрасные предметы Фаберже от друзей.
Кто из русских художников растет в цене?
Сложно сказать. В цене чаще всего растут редкие работы, настоящие шедевры. Но проблема в том, что когда они уходят с молотка, то вновь появляются на рынке уже очень нескоро. Поэтому довольно сложно отследить динамику. Но мне, например, очень приятно, что во многом благодаря моей работе сегодня коллекционеры охотятся за работами Сомова, Серебряковой, Чехонина. Еще 25-30 лет назад их произведения стоили намного меньше.
В этот раз мы выставляем 10 лотов Константина Сомова, происходящих из той же частной коллекции, которая была с успехом распродана на торгах в 2006 и 2007 годах. Мы нашли эту коллекцию в семье, жившей под Парижем. В этой семье Сомов провел последние годы своей жизни. После его смерти у них остались его поздние произведения и личный архив.
Спасут ли китайцы рынок русского искусства?
В Азии русское искусство всегда обладало неплохим рыночным потенциалом. У этого есть ряд исторических причин. Фарфоровые заводы Гарднера и Попова, например, до революции продавали в Китай свои изделия. Примерно 10 лет назад мы нашли прекрасную коллекцию русского искусства в Японии, включавшую в себя работы Репина, Бурлюка, Пальмова и многих других художников. Когда мы открывали шанхайское отделение Christie’s в 2013 году, то возили туда коллекцию работ Фаберже, которую показывали в Москве в 2017 году. Мы открыли им глаза на русское искусство.