Второе покушение. Как «Иван Грозный» переживет нападение вандала
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», изображающее убийство царем своего сына, второй раз в истории Третьяковской галереи становится жертвой вандальского нападения. В 1913 году иконописец Абрам Балашов нанес полотну несколько ударов ножом, повредив и лицо царя, и лицо царевича. 25 мая 2018 года 37-летний житель Воронежа ударил полотно металлической стойкой ограждения. «В результате толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали», — заявила Третьяковская галерея.
«Ущерб — значительный. Произошло серьезное осыпание красочного слоя, полотно пробито насквозь, — прокомментировала Forbes Life заместитель директора научно-реставрационного центра Грабаря Ольга Темерина. По словам эксперта, в этой ситуации очень важно избежать дублировки авторского холста, когда при соединении разорванных краев реставраторам приходится армировать поверхности холста, свести вмешательство в полотно картины к минимуму. «В любом случае, был шедевр Репина и шедевром Репина останется», — ответила Ольга Темерина на вопрос Forbes Life, влияет ли такое вмешательство на идентичность работы.
Реставраторы Центра Грабаря пока не получили из Третьяковской галереи запросов на помощь, участие в реставрации. Хотя исторический прецедент был: в 1913 году реставрацией порезанного холста «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» руководил Игорь Грабарь, попечитель Третьяковской галереи, позднее руководитель созданных им Центральных реставрационных мастерских. В 1913 году края разрезов на холсте соединял реставратор масляной живописи Дмитрий Богословский, учившийся в Мюнхене. По восстановленному полотну Илья Репин, срочно вызванный с дачи, заново написал лица царя и царевича. В архиве Центра Грабаря хранится благодарственное письмо Репина Богословскому за идеальное восстановление холста.
По словам Ольги Темериной реставрации не стоит на месте. За сто лет, прошедших с первой реставрации злосчастного полотна, реставраторы освоили новые приемы и материалы. Например, значительно изменилась технология заделывания прорывов. Теперь реставраторы почти не делают больших заплаток на холст, появилась техника, с помощью которой удается размахрить и заново сплести ниточки холста. Если реставрация в 1913 году заняла год, то в 2018 году ее можно провести за несколько месяцев. Третьяковская галерея оценила свой ущерб в 500 000 рублей.
Однако, инфернальная слава работы Репина — два покушения на полотно, самоубийство писателя Всеволода Гаршина, позировавшего Репину для портрета Ивана Грозного, самоубийство смотрителя галереи в 1913 году, — способна превратить картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в мистический фетиш. Третьяковскую галерею — поднять выше в рейтинге самых посещаемых музеев России и мира ( сейчас по данным The Art newspaper Третьяковская галерея — третий по посещаемости музей России и 30-й в мире). Ведь и «Джоконда»Леонардо да Винчи стала мировой знаменитостью лишь после того, как ее похитили из Лувра в 1911 году, а все газеты напечатали ее фотографии.
Сейчас Третьяковской галерее и всему российскому музейному сообществу предстоит решить вопрос: как показывать искусство, не подвергая его риску разрушения. Вероятнее всего, нападение на Репина приведет к изменению безопасности и правил экспонирования особо ценных работ во всех музеях страны.