В начале мая в Нью-Йорке друг за другом прошли две международные ярмарки искусства — Frieze New York и TEFAF New York. Галереи встречали коллекционеров новыми проектами, от политического искусства, секций-посвящений и фильмов об истории эйсид хауса на Frieze до детально продуманных галерейных стендов, цветочных инсталляций и мастер-классов по приготовлению сингапурского слинга на TEFAF.
Frieze New York показывала
Нью-йоркское издание Frieze проходило в парке острова Рэнделл уже в седьмой раз. В этом году в ярмарке приняли участие 197 галерей из 30 стран. И хотя рекордных продаж не случилось (в чем многие винили тридцатиградусную жару, которая создавала в шатрах эффект сауны), организаторы отличились нестандартным кураторским подходом: на ярмарке показали социальные и политические проекты, а также представили специальные тематические секции.
Над выставочным пространством ярмарки развевался черный протестный флаг Black Dada Flag (Black Lives Matter) американца Адама Пендлтона. Его работу можно будет увидеть на острове до начала ноября. Перед входом гостей встречала инсталляция из цветных тканей победительницы премии Frieze Artist Award Капвани Киванги. Для ее создания канадско-французская художница использовала материалы, которые часто применяют в сельском хозяйстве в Африке. Свою работу под названием «Тенистый» (Shady) она посвятила темам колонизации и созданию границ. В рамках перфоманс-программы Frieze под лозунгами «Платье не значит да!» (Dress is not a yes!) проходили парады «Города суффражисток» (Suffragette City) художницы Лары Шнитгер.
Тему женского равноправия и лидерства поддержал BMW. В лаундже автомобильного бренда на ярмарке была представлена фотовыставка по мотивам проекта «200 женщин» — книги с личными историями женщин-ученых, предпринимателей, активисток о преодолении себя, поисках счастья и изменении окружающего мира. На открытии лаунджа авторы «200 женщин» рассказали о создании инициативы, а в нью-йоркском Soho House при поддержке бренда прошла дискуссия о женщинах-лидерах в искусстве.
Арт-ярмарки больше не хотят быть торгующими складами. Они хотят создавать истории, развлекая своих покупателей и просто зрителей.
На Frieze New York создали целую секцию-посвящение арт-дилеру и, по иронии, ненавистнику ярмарок, Хадсону (он представлялся только по фамилии, опуская имя). Своей славой ему и его галерее Feature Inc во многом обязаны такие художники, как Такаси Мураками, Рэймонд Пэттибон и Том Фридман. Именно их работы и показали на специальных стендах галереи Gagosian, David Zwirner и Stephen Friedman Gallery. В секции Spotlight обращали внимание на невоспетых героев 1960-х, художников Дэвида Симпсона, Карлу Аккарди, Хелен Лунденберг.
Специальные проекты в своих лаунджах представили бренды-партнеры. Пространство Дойче банка превратилось в инсталляцию бразильской художницы Валески Соарез.
Дискуссии о роли искусства проходили в зоне нового спонсора ярмарки — водного бренда LifeWTR, дизайн бутылок которого создают современные художники. Кроме того, фонд LifeWTR выдал Бруклинскому музею $100 000 на покупку у Weiss Berlin Gallery (Берлин) работы афроамериканского художника Эда Кларка. Дом шампанских вин Ruinart на ярмарке показал фотопроект китайского художника Лю Болина, прозванным «невидимкой, — в своих работах он словно «растворяется» в окружающем мире. Gucci поддержал новое кино-направление Frieze — на ярмарке прошел специальный показ фильма «В пространстве любви» художницы и режиссера Ву Цанг. Это первое видео из киносерии Second Summer of Love — она посвящена истории и влиянию эйсид хауса, музыкального направления, ставшего популярным после фестиваля 1988 года Summer of Love.
Что покупали
Сенсаций не случилось. Однако неплохие продажи были, например, у галереи Thaddaeus Ropac (Зальцбург, Париж, Лондон). Она продала две картины Георга Базелица в диапазоне $599 000 и $838 000, работу Роберта Раушенберга за $725 000, скульптуру Тони Крэгга за $210 000 и инсталляцию Джека Пирсона за $190 000. За $550 000 каждая ушли новые работы Джеймса Таррела, представленные Kayne Griffin Corcoran Gallery из Лос-Анджелеса. В нью-йоркской Paul Kasmin Gallery за ту же сумму продали скульптуру музыкального зайца Барри Флэнагана. У Maureen Paley (Лондон) за $220 000 купили серию портретов фотографа Вольфганга Тилльманса.
В Lehmann Maupin (Гонконг, Нью-Йорк, Сеул) сообщили о продаже нескольких работ МакАртура Биньона в диапазоне от $50 000 до $175 000. Sprüth Magers (Берлин, Лондон, Лос-Анджелес) нашла покупателей на работы Стерлинга Руби ($125 000) и Томаса Шнибица ($65 000). Коллекционеры с энтузиазмом раскупали картины Дэвида Хокни, созданнные на iPad. 38 работ, представленные галереей Pace (Нью-Йорк, Лондон, Пекин, Гонконг, Сеул, Пало Альто, Женева) ушли по цене $26 000 — $40 000 за штуку.
Галерея Ghebaly из Лос-Анджелеса полностью распродала полотна бельгийско-американской художницы Фары Атасси (по $24 000 – $35 000). В секции Frame, посвященной молодым галереям, испанская Galería PM8 нашла покупателей для семи фотографий Алгирдас Сескус, а в Cooper Cole из Торонто коллекционеры разобрали все работы Тау Льюис, самой молодой художницы на ярмарке, 24 лет.
TEFAF New York показывала
Frieze New York и TEFAF New York — ярмарки-конкуренты. Хотя по стилю и духу они совсем разные. Frieze — масштабная, современная и местами политизированная и дерзкая, то ее соперница с голландскими корнями — камерная, элегантная, до мелочей продуманная. На TEFAF представляют работы известных мастеров ХХ-го века, антиквариат, а также мебель и ювелирные изделия. Если Frieze пробегают в кроссовках, то на TEFAF искусство выбирают на каблуках и в классических туфлях.
В Нью-Йорке TEFAF прошла второй раз, в историческом здании центра искусств Park Avenue Armory на Манхэттене. Свои стенды представили 90 галерей, и каждый из них — открытие с точки зрения дизайна. Интерьеры здания утопали в цветочных инсталляциях, а спасающихся от жары в небольших прохладных залах коллекционеров угощали устрицами и шампанским. Если у осеннего издания ярмарки основной фокус — на антиквариате и искусстве до 1920 года (а ярмарка в Нью-Йорке проходит два раза в год), то весной организаторы делают ставку на модерн и современное искусство.
Что покупали
Продажи на ярмарке исчислялись миллионами долларов. Нью-йоркская Peter Freeman, Inc. продала работу Роя Лихтенштейна за $6,5 млн. Hauser & Wirth (Гонконг, Нью-Йорк, Лос-Анджелес) практически сразу после открытия ярмарки нашла покупателя для полотна Филипа Гастона — за нее заплатили $5,5 млн.
Дебютант TEFAF New York — галерея Lévy Gorvy (Нью-Йорк, Лондон, Шанхай) точной стоимости проданных работ не разглашает. Однако примерный диапазон таков: $5 млн просили за работу Жана Мишеля Баскии, $1,3 млн— за Гюнтера Юккера. Энди Уорхола оценили примерно на миллион, а Яеи Кусаму — на $950 000. Кроме того, продали картину Энрико Кастеллани, за нее хотели $550 000. Холст Петера Дойга предлагали чуть дешевле — $500 000.
У Matthew Marks Gallery (Нью-Йорк, Лос-Анджелес) за $2,5 млн приобрели работу Эллсворта Келли, у David Zwirner (Нью-Йорк, Лондон) — 2 картины Джозефа Альберса по $1,750 млн и $750 000.
Lisson Gallery (Лондон, Нью-Йорк, Милан) продала работы Мэри Корзе и Кармен Херреры. За каждую просили по $450 000. Кроме того, коллекционеров заинтересовали Леон Полк Смит за $200 000 и гуашь Сол Левитта за $140 000.
7-значную сумму за работу Ансельма Кифера «Меркаба» (2004) в галерее Beck & Eggeling (Дюссельдорф) выложил частный американский коллекционер.
За пределами ярмарок
Ансельм Кифер приехал в Нью-Йорк на несколько дней раньше для того, чтобы открыть свою первую паблик арт работу в США, созданную по заказу нью-йоркского Public Art Fund. Огромная скульптура окрыленной книги из свинца установлена перед небоскребом Рокфеллер центра. Новая работа Кифера называется «Урей» (Uraeus) (от головного убора древнеегипетской богини-кобры) и наполнена мифологическими, литературными и историческими отсылками.
Свой арт-проект на коктейльной вечеринке представил Dior. Вместе с онлайн-платформой Artsy модный дом составил рейтинг 50 художников, которые сегодня меняют мир искусства. При этом в список вошли не только молодые художники, среди участников рейтинга есть и зрелые авторы, которые недавно получили общественное признание. Список составляла редакция Artsy на основе консультаций с арт-экспертами, кураторами и коллекционерами. Три художника-победителя оформили витрины магазина Bergdorf Goodman на Пятой авеню, а еще шесть лауреатов создали персональные арт-инсталляции внутри торгового пространства. В рейтинге Artsy пока нет российских художников, однако, проект позиционируют как ежегодный, поэтому, возможно, его география и расширится.
Более 20 галерей-участниц на Frieze New York представляли Лос-Анджелес. В феврале следующего года они смогут встречать коллекционеров уже на родной территории — организаторы Frieze недавно объявили о запуске новой ярмарки в Калифорнии. TEFAF же вернется в Нью-Йорк со своим осенним изданием в конце октября 2018 года.