Спасение на водах: балетная история об утопленнике в костюмах Дриса ван Нотена
Хореограф Анна Тереза де Кеерсмакер привезла в Москву на два дня свой балет Rain. Кеерамкер считает танец, человеческое тело универсальным способом для выражения философских концепций. От своего учителя Мориса Бежара она унаследовала почтительное внимание к эзотерике и работе с энергиями человеческого тела. Ее кумиры в профессии — Триша Браун, Пина Бауш, Мерс Каннингем и Уильям Форсайт, трансформировавшие классический балетный танец, изучавшие силу воздействия земного притяжения на человеческие тела и превращавшие танцующие тела в пластичные скульптуры.
На Авиньонском театральном фестивале, на сцене, установленной внутри крепости папского дворца, Кеерсмакер на рассвете устраивала спектакли-камлания. Замерзающих зрителей заворачивали в пледы и отпаивали кофе с круассанами. В залах нью-йоркского музея МоМА, лондонского Tate Modern и французского центра Помпиду она устраивала балеты-перформансы, где черная коробка театральной сцены превращалось в белый куб музейных залов, выставочное пространство — в декорации, а танцовщики — в живые скульптуры. Спектакль шел по кругу девять часов, а потом запускался снова.
Rain, спектакль, который идет в декорациях, напоминающих инсталляцию из синих тонких пластиковых шнурков латиноамериканца Хесуса Рафаэля Сото, которую недавно показывали в «Гараже» на выставке кинетического искусства, продолжается всего 65 минут. Хронометраж для танцовщиков классического балета убийственный. Когда балет исполнялся в парижской опере действие без антракта, идущее волнами — Стив Райх написал для Кеерсмакер такую партитуру, где каждая музыкальная фраза длится столько, сколько времени занимает выдох музыкантов-духовиков — французские танцовщики мучительно адаптировались к рисунку балета.
В основе сюжета Rain — роман австралийского писателя Кирсти Ган, с натуралистическими сценами реанимации утопленника и рассуждениями о том, как отпустить того, кто уходит. Но как говорит автор спеклакля, знать эту историю вовсе не обязательно, чтобы смотреть балет. В Москву, на фестиваль искусств «Черешневый лес» Кеермакер привезла свой коллектив Rosas и ансамбль современной музыки Ictus.