До мировой премьеры балета «Нуреев» осталось несколько часов: какую цену платит Большой?
17 марта 2018 года исполнится 80 лет со дня рождения Рудольфа Нуреева. В честь этой памятную даты Большой театр создал балет «Нуреев», мировая премьера которого состоится на исторической сцене 9 декабря. Это вторая попытка театра исполнить премьеру. Предыдущая, заявленная 11 июля, была отменена. Видимо рок мятежного балетного гения, родившегося в вагоне поезда, идущего во Владивосток, довлеет над ним и после смерти.
Летнюю отмену мировой премьеры генеральный директор Большого театра Владимир Урин объяснял неготовностью постановки. Изначально было объявлено о том, что премьеру «Нуреева» перенесут на май 2018 года, но в сентябре Урин заявил, что спектакль покажут в начале декабря, если находящийся под домашним арестом режиссер, сценограф и автор балетного либретто Кирилл Серебренников даст разрешение работать без него. Судя по тому, что спектакль стоит в афише театра, Серебренников дал разрешение.
По слухам, судьба балета решается в высших кругах, с участием Минкульта и Патриаршего совета по культуре. На афише значатся имена меценатов, Романа Абрамовича и Андрея Костина, и спонсоры театра, среди которых бренд Van Cleef & Arpels, чей вклад составил €100 000. О том, сколько пожертвовали Костин и Абрамович, не сообщается. Что касается затрат на создание спектакля, на сайте zakupki.gov.ru указано, что либретто и услуги режиссера-постановщика Большой оценил в 250 000 и 3,5 млн рублей соответственно. На сумму в 1,75 млн рублей с Серебренниковым был также заключен договор на создание макета и разработку сценографии балета. Размер вознаграждения композитора Ильи Демуцкого составил 3 млн рублей. Гонорар хореографа-постановщика балета Юрия Посохова на сайте zakupki.gov.ru не обозначен.
Сюжетная канва балета охватывает несколько десятилетий творческой карьеры и бурной личной жизни Рудольфа Нуреева вплоть до начала 1990-х годов. Связующим звеном служат сцены аукциона, где с молотка уходит личное имущество Нуреева. Такое художественное решение имеет под собой вполне реальное обоснование. Торги действительно были, причем процессу их подготовки сопутствовала атмосфера, схожая предпремьерным настроениям балета «Нуреев». Торги тоже переносились и балансировали на грани срыва.
За три десятилетия жизни в статусе первого балетного танцовщика мира, советский «невозвращенец» Рудольф Нуреев обзавелся квартирами в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Монте-Карло. В конце июня 1993 года, полгода спустя после смерти Нуреева, аукционный дом Christie’s анонсировал торги, лотами которых должна была стать художественная коллекция и личное имущество танцовщика. Двухдневная лондонская сессия была намечена на 17-18 декабря 1993 года, а нью-йоркская с имуществом из манхэттенских апартаментов — на 19-20 января 1994 года. Выручка торгов предназначалась Фонду танца Рудольфа Нуреева (Чикаго) и Фонду Рудольфа Нуреева (Лихтенштейн). Между этими фондами согласно завещанию самого Нуреева, должно было быть поделено его американское и европейское имущество. Но если в уставе чикагского фонда были прописаны исключительно художественные цели, то миссия лихтенштейнского требовала «распределения доходов от капитала бенефициарам», а именно семье Нуреева, сестрам танцовщика и их детям. Это дополнение позволило родственникам оспорить права на продажу парижского имущества, что и стало причиной переноса торгов.
После того, как разногласия были улажены, торги в Нью-Йорке были намечены на 12-13 января 1995 года. Суммарная оценочная стоимость лотов, которых набралось порядка 500, составила от $3 до $4,5 млн. В число топ-лотов попали картина Генриха Фюссли «Сатана, изгоняемый копьем Итуриила», выполненная по мотивам поэмы Мильтона «Потерянный рай» (оценка: $500 000 – $700 000), и портрет Джорджа Тауншенда кисти Джошуа Рейнольдса (оценка: $350 000 – $450 000), висевший над камином в гостиной шестикомнатных нью-йоркских апартаментов. Обе картины были в свое время куплены Нуреевым на торгах Sotheby’s и Christie’s. Помимо живописи на продажу выставлялись рисунки, скульптура, тиражная графика, антиквариат, костюмы, музыкальные инструменты и личные вещи. Приуроченная к торгам предаукционная выставка открылась 6 января, ровно два года спустя со дня смерти Нуреева и, по словам очевидцев, вызывала смешанные чувства, одновременно напоминая праздник и поминки. В общей сложности за несколько дней ее посетило порядка 50 000 человек. По слухам, в числе зрителей была Мадонна, раскритиковавшая костюм со вставками из змеиной кожи.
Перед самым началом аукциона гостей проинформировали о том, что с торгов были сняты 11 лотов, их передали в дар музею-архиву лондонского Королевского балета. В итоге аукцион собрал вдвое больше суммарной оценки, почти $8 млн. Список самых дорогих работ возглавили топ-лоты — Фюссли ушел за $761 500, а Рейнольдс за $772 500. Однако настоящий фурор производили отнюдь не картины, а гораздо более демократично оцененные личные вещи Нуреева. К примеру, пара балеток с эстимейтом в $100-150 были проданы за $9 200. Костюм принца Зигфрида, в котором Нуреев танцевал вместе с Мисс Пигги в выпуске Маппет-шоу 1978 года, купили за $18 400 (оценка: $5 000 — 7 000), а пара кушеток, ранее принадлежавших Марии Каллас — за $43 700 (оценка: $6 000 — 8 000). Резная дубовая кровать самого Нуреева, которую он любовно украшал килимами и шалями, нашла своего нового владельца за $255 500 при оценке всего в $15 000 — 20 000.
Похожая ситуация была и с лондонским аукционом, прошедшим в итоге 20 ноября 1995 года и собравшим в сумме чуть меньше £1,8 млн. Непроданными остались четыре полотна Теодора Жерико, вместо которых список топ-лотов возглавили библиотечный стол из карельской березы, купленный за £84 000, и клавесин начала XVII века, ушедший с молотка за £43 300. Также вниманию коллекционеров предлагалась внушительная подборка академических рисунков с обнаженной мужской натурой. Многие из них с успехом продались за суммы порядка £10 000.
Авторы балета «Нуреев» рассказывают о своем герое не только через его предметную историю, через аукционные лоты. Важную роль в спектакле играют тексты писем. По просьбе создателей балета знаменитые партнерши танцовщика — Алла Осипенко, Наталия Макарова и другие балерины — написали письма Рудольфу Нурееву, обращаясь к нему в прошлое из сегодняшнего дня. Преодоление временных и географических границ, преодоление невзгод судьбы — ключевой мотив в биографии Нуреева. Хочется верить, что посвященный ему балет также сможет преодолеть гул ненужной шумихи и станет таким же откровением для зрителей, как творчество харизматичного гения, среди прозвищ которого было и Rudolf-Never-off.