От Мураками до Гоцяна: художники Азии, которых нужно знать в лицо
Художники из Азии все чаще наведываются в Москву. Чью выставку нельзя пропустить?
В марте 2006 года первые нью-йоркские торги Sotheby’s, посвященные работам актуальных художников азиатского региона, легализовали японский, южнокорейский и китайский арт-рынок. Выручка аукциона составила $13 млн.
С этого момента, что называется, понеслось: ценники на работы отдельных художников взлетели за пару лет с $50 000 до $1 млн и выше. Если в 2003 году семейный портрет кисти Чжан Сяогана из серии «Родословная» продавался за $76 000, то к 2006 году он стоил $2,3 млн, а в 2008-м — $6,1 млн.
Япония
После окончания Второй мировой войны в Японии возникли такие радикальные художественные явления, как объединение «Моно-ха» и группа «Гутай». Начиная с 1980-х годов стали рушиться привычные границы между изобразительным искусством и музыкой, анимацией, фотографией, технологией. Благодаря таким гигантам, как Мураками, в Японии появилось поколение художников, совмещающих кавайную (трогательную) форму с серьезным содержанием.
Такаси Мураками умело балансирует на грани искусства и коммерции. Он одинаково успешен как в создании масштабных картин и скульптур, вдохновленных культурой манги и аниме, так и в коллаборациях с крупными международными брендами. В 2008 году его скандально известная скульптура «Мой одинокий ковбой» была продана на Sotheby’s за $15,2 млн.
Ёситомо Нара, как и Мураками, работает на пересечении массового и традиционного, высоколобого и доступного. Только в отличие от героев Мураками, дети и мультяшные собаки в творчестве Нары остаются такими же угрюмыми и враждебными, как и 20 лет назад, что не мешает произведениям художника продаваться за десятки и сотни тысяч, иной раз даже миллионы долларов. Сам художник оправдывается тем, что ножи и прочее оружие в руках его персонажей — лишь средство защиты от враждебного мира.
Карьера художницы Яёй Кусамы охватывает семь десятилетий. Благодаря фирменному гороху, которым она украшает свои произведения, ее много лет назад прозвали Дотти. Галлюцинации, преследовавшие художницу с раннего детства, стали опытом, которым она делится со зрителем, размывая границы искусства и реальности. Помимо собственно творчества Кусама славится своим эпатажным образом, главной деталью которого является ярко-багровый парик. В 2014 году ее работа «Белый No28» была продана на нью-йоркских торгах Christie’s за $7,1 млн.
Хироси Сугимото — фотохудожник-минималист, в объектив которого чаще всего попадают заброшенные американские кинотеатры и морские пейзажи, напоминающие черно-белые версии картин Марка Ротко. Одна из самых интересных серий Сугимото — цикл портретных снимков восковых фигур знаменитостей.
В основе высокотехнологичных скульптур и инсталляций Тацуо Миядзимы лежат базовые принципы буддистской философии. Исследуя тему бесконечности, художник выстраивает завораживающие композиции из светодиодных лампочек, которые зачастую принимают форму натуральных чисел от 1 до 9. В мае этого года одна из его работ ушла с молотка в ходе дневных торгов Christie’s за $37 500.
Ясумаса Моримура — это тот редкий случай, когда для российского ценителя современного искусства отечественная аналогия будет понятнее, чем американская. Не зря в каждой второй публикации о проекте художника «История автопортрета», проходившего этой зимой в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Моримуру сравнивали не с Синди Шерман, а с Владом Мамышевым-Монро. Пере- воплощениями художник занимается давно, начиная с 1980-х годов, с легкостью вживаясь в образы как высокой, так и популярной культуры.
Китай
После смерти Мао и вслед за окончанием «культурной революции» появилось поколение китайских художников, призывавших бороться с социальной несправедливостью и просвещать массы. Однако уже в 1989 году, после расстрела акции протеста на площади Тяньаньмэнь, гуманистический пафос заметно угас, а ему на смену пришли циничный реализм и политический поп-арт.
Главной фигурой современного китайского искусства стал Ай Вэйвэй, которого, впрочем, уже сложно назвать сугубо китайским автором. Проявив себя ярым критиком власти, в начале 1980-х годов он переехал в Нью-Йорк. Вернувшись в Пекин спустя 12 лет, Вэйвэй с успехом применял американский опыт, «прививая» его к китайским реалиям. Плоды подобной селекции на мировых торгах оцениваются в среднем в $700 000.
Слава Цзэна Фаньчжи, возможно, не такая громкая, как у Вэйвэя, но именно его «Тайная вечеря» в 2008 году ушла с молотка в рамках гонконгских торгов Sotheby’s за рекордную по тем временам для произведений современного азиатского художника сумму в $23,3 млн. Демонстрируя явное влияние немецкого экспрессионизма на свое творчество, Фаньчжи уже не первый год остается одним из самых коммерчески успешных представителей своего поколения.
Если на выставке современного китайского искусства вы видите изображение лысых людей, с очень высокой долей вероятности можно утверждать, что это работа Фан Лицзюня, одного из самых ярких представителей так называемого циничного реализма. Это направление зародилось в Пекине в конце 1980-х годов как реакция на разгон выставки авангардного искусства в пекинской Национальной галерее. Образ лысых и зачастую агрессивно настроенных людей на картинах Лицзюня — это критика политики обезличивания народных масс. Средняя стоимость работ на торгах — $250 000.
Еще один представитель циничного реализма — Юэ Миньцзюнь, «визитной карточкой» которого вместо лысых людей стали люди улыбающиеся при любых обстоятельствах. Этот образ является отсылкой к фигуре улыбающегося Будды, а также к богатой традиции пропагандистского плаката. Средняя цена работ — $90 000.
Одна из главных знаменитостей современного китайского искусства — Цай Гоцян, чья посвященная юбилею русской революции выставка «Октябрь» этой осенью прошла в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Несмотря на то что Гоцян неоднократно проявлял себя в графике, инсталляции и перформансах, в первую очередь он известен своей работой с порохом. Сам художник не устает рассказывать в интервью о том, что непредсказуемость и чувство опасности — это два столпа, на которых держится новаторское искусство. Взрывоопасные работы небольшого размера продаются на аукционах от $100 000 до $300 000, а масштабные легко преодолевают планку в несколько миллионов.
Южная Корея
Многие критики (в первую очередь, разумеется, корейские) говорят о корейском искусстве как о «новом китайском», противопоставляя тем самым демократичную пока еще стоимость первого раздутым ценникам на второе. Так это или нет, покажет время, но в том, что сегодня существует множество ярких южнокорейских художников, сомневаться не приходится. Яркость, кстати, одна из главных отличительных черт современного искусства Кореи наряду с не сильно перегруженным концептуальными построениями содержанием. Что касается цен, то они, действительно, крайне привлекательны. Рядовые работы художников, имена которых сегодня уже на слуху, продаются в ценовом диапазоне от $5000 до $30 000.
Хам Джин привлек внимание публики уже своей первой персональной выставкой, прошедшей в 1999 году. Его миниатюрные (чаще не больше наперстка) скульптуры выполнены с таким вниманием к деталям, что их хочется рассматривать бесконечно. Созданы они преимущественно из полимерной глины с включением найденных объектов типа мертвых насекомых, которые делают работы художника одновременно отталкивающими и притягательными.
Одним из самых громких имен в современном корейском искусстве является До Хо Су, попеременно живущий то в Сеуле, то в Лос-Анджелесе. В этой связи одной из центральных тем его зачастую автобиографических работ стала тема культурной идентичности. Его воздушные дома из яркой прозрачной ткани входят в собрания Музея американского искусства Уитни, Музея Гуггенхайма и MoMA.
Джи Янг Ли в своих фотоработах намеренно отказывается от любой цифровой обработки. Каждая композиция, включающая в себя множество объектов, тщательно выстраивается в течение нескольких недель в крошечном пространстве камерной студии. Результатом этого кропотливого труда становятся предельно яркие работы сюрреалистического содержания, отражающие внутренний мир художницы.
Сеульский художник Ли Донги появился на корейской арт-сцене в 1993 году и с тех пор неразрывно ассоциируется в сознании публики с созданным им персонажем по имени Атомаус, составное имя которого одновременно отсылает к японскому мальчику-андроиду Атому и к диснеевскому Микки-Маусу. Сегодня Донги общепризнанно считается одним из пионеров корейского поп-арта.