Представим, что вы герой аукциона Christie’s, обладатель «Спасителя мира»за $450 млн. Artnet написал инструкцию-прогноз, какие задачи вам предстоит решить.
Как только стук молотка зафиксировал ваше первенство в борьбе за Леонардо и объявлена финальная стоимость, в дело включаются логистики и правоведы. Цены вещей на аукционах все чаще и чаще выражаются восьми и девятизначными цифрами. Например, прошлой весной одно из произведений Жана-Мишеля Баскии продано за $110 млн, в 2015 Пикассо — за $179 млн. Когда речь заходит о таких больших деньгах, риски всегда очень высоки.
Чтобы узнать, что происходит после того, как аукционный зал пустеет и шампанское заканчивается, журналисты Artnet поговорили с адвокатом, со страховщиком, двумя логистами и с экспертом по хранению произведений искусств. Все как один отрицали свою причастность к истории с Леонардо, его новым владельцем, но оказались готовы подтвердить свою компетентность в плане операций, связанных с дорогостоящими предметами искусства.
Адвокат
Когда к вам в руки попадает такая картина, как «Спаситель мира», прежде всего нужно решить, куда ее пристроить. Тут-то и нужны юристы. Они просветят вас по вопросу налоговых сборов и удостоверятся, что вы не пострадаете от правил экспорта.
Как отмечает Джон Кахилл, создавший свою фирму после работы на аукционный дом Рhillips de Pury & co: если вы привезете да Винчи в Италию, будет непросто вывезти его обратно, так как «Спаситель мира» будет считаться объектом национального наследия.
Другие страны, такие как Великобритания, имеют свои ограничения, по которым покупатель должен позволить правительству оценить картину до ее транспортировки за рубеж.
Другой важный момент: какой стране вы заплатите налоги на картину. Например, чтобы иметь право повесить картину в своей квартире в Нью-Йорке, надо заплатить соответствующий налог примерно в $ 36 млн.
Если вы покупаете произведение искусства в одном штате, но проживаете в другом, придется заплатить так называемый use tax. Но некоторые покупатели находят способы обойти это. Когда коллекционер Элейн Винн купила Френсиса Бэкона за $142,4 миллиона долларов в 2013, она сначала поместила картину в Художественном музее в Юджине, Орегон, а затем забрала домой. Таким образом, по сообщению New York Times, она сэкономила $11 млн налогов.
«Люди из Калифорнии могут размещать свои приобретения в Орегоне и Аризоне без уплаты налогов», —говорит Кахилл. Но не каждый музей сможет обеспечить безопасность Леонардо и вдобавок справиться с потоком людей.
Что могло бы заставить коллекционера пожертвовать «Спасителя мира» музею? Помимо освобождения от выплаты налогов для меценатов существуют некоторые другие плюсы.
Чтобы получить освобождение от выплаты налогов даритель должен иметь доход не больше, чем $190 млн, а если он или она хочет получить полное вычитание из налога на год, то доход не должен превышать $960 млн. Но если вы выложили $450 млн за картину, это наверняка не ваш случай.
Логист
Как только вы разработаете налоговый план с адвокатом, вам понадобится доставить картину из пункта А в пункт Б. Саймон Хорнби, президент агентства по доставке произведений искусства Crozier считает, что у него самая тяжелая работа в мире искусства, ведь «большинство проблем возникает в процессе транспортировки».
И Хорнби, и Дерек Джонс, исполнительный директор агентства Atelier соглашаются с тем, что в историях такого масштаба, как картина Леонардо да Винчи, одним самолетом не обойдешься, нужно отправлять подсадной транспорт .
Саймон Хорнби: «Нужна полная конфиденциальность, план, известный только одному или двум людям». Финальный вариант маршрута может быть разработан в самый последний момент, чтобы минимизировать возможность утечки информации. Меры предосторожности включают в себя бронирование множества полетов и перевозок от лица перевозчика.
Дополнительные меры безопасности могут быть подключены ко всем видам перевозок, чтобы никто не смог отличить обычную доставку от доставки повышенной важности.
Транспорт, перевозящий произведения искусства, оснащен амортизаторами, которые соединены с подушками безопасности, а также системой регулировки температуры, GPS-маячком и системой сигнализации. Картина завернута в высокотехнологичную упаковку из плотного дерева снаружи с паронепроницаемым слоем внутри, чтобы избежать сырости.
Страховщик
Как застраховать произведение искусства ценой в $400 млн, единственное в своем роде?
«С такой работой как «Спаситель мира» покупатель, скорее всего, согласится на принцип quota share, —говорит Кейт Бьюкенен, вице президент страхового агенства Huntington T. Block.
Этот принцип заключается в разделении страховой премии, чтобы разделить потери. Если подключить для одного дела несколько страховых компаний, то каждая из них возьмет на себя процент от страхового взноса и, в случае, если что-то пойдет не так, потери будут не такие значительные.
Бьюкенен говорит, что в основе страховой деятельности — владелец, который инициирует правила страховых выплат. Для большого музея картина Леонардо будет лишь частью намного большей коллекции.
Что касается частных коллекционеров, у которых есть свое собрание, общая страховка тоже будет актуальна, даже, несмотря на то, что эти вещи содержатся безопаснее, чем в музеях.
Все это при условии, покупатель ставить вопрос страховки на первое место. Бывают и такие коллекционеры, которые не считают нужным страховать свое имущество, предпочитая его охранять своими силами.
«Мы знаем людей, которые могут позволить себе такую роскошь, но они так же могут спокойно жить и без нее, если что-то случиться», — говорит Бьюкенен.
Эксперт по хранению произведений искусств
Если вы решите не страховать Леонардо, будет одна сложность: проблемы с хранением. Стив Новинштайн, Генеральный директор UOVO, Лонг-Айленд-Сити, Квинс, сказал, что его компания потребовала бы свидетельство о страховании перед тем, как принять такую картину.
Другие вопросы касаются состояния картины и рисков при перевозке. «Кто занимается упаковкой? Кто последний составил рапорт о состоянии картины? Когда будем заниматься изучением состояния картины? Где и как мы будем хранить ее?».
UOVO славится своими мерами безопасности, включая биометрическое распознавание и «умные» камеры. И настоятельно советует владельцу Леонардо не пренебрегать этими вопросами.
Перевел Глеб Анфиногенов