Студии Universal удалось собрать по-настоящему звездную команду, от появившихся на экране Майкла Фассбендера, Дж.К. Симмонса и Шарлотты Генсбур до Мартина Скорсезе в качестве исполнительного продюсера и оскароносных оператора и монтажеров. Однако это не стало гарантией успешности фильма. Наоборот, в результате получилась неоднозначная и далекая от идеальной картина.
Фильм «Снеговик», выходящий в российский прокат, снят Томасом Альфредсоном по одноименной книге Ю Несбе 2007 года. Действие разворачивается в Норвегии, где полиции предстоит распутать историю многолетней давности: из года в год в первый снежный день бесследно пропадают замужние женщины. А после каждого убийства на месте преступления рядом с расчлененным телом появляется снеговик. Найти серийного маньяка способен только главный герой в исполнении Майкла Фассбендера, который получает «мотивирующие записки» от преступника. Фассбендер перевоплотился в знаменитого Харри Холе, детектива-алкоголика, который, несмотря на сей факт, заслужил статус легенды норвежской полиции за раскрытые им сложные и запутанные дела. Вот только за два часа фильма герой демонстриует минимальное количество профессиональных навыков, дедукции и логики. Упрекнуть его, впрочем, в этом сложно — большинство действующих лиц ведут себя довольно предсказуемо, а их диалоги напоминают скорее черновики для репетиций.
Наряду с расследованием дела о серийном убийце, которое заставит Холе побывать не только в Осло, но и в Бергене, а также глухой норвежской провинции, детектив, пытается социализироваться. Он старается поддерживать то затухающие, то возобновляющие отношения с Ракель (Шарлотта Генсбур), ее сыном и как-то мириться с присутствием всепонимающего нового ухажера Ракель. При этом Холе попутно выстраивает неоднозначную связь с коллегой — начинающим следователем Катриной Братт (Ребекка Фергюсон) и заглушает внутреннюю пустоту алкоголем.
Несмотря на обозначенный жанр триллера, фильм получился совсем не внушающим страха и ужаса: даже совершаемые убийства и их последствия выглядят постановочными и далекими от реализма, а напряженные моменты можно пересчитать по пальцам. Норвежский режиссер Альфредсон решил показать весь возможный колорит своей родины — действие фильма тянется также неторопливо, как скандинавская зима. Возможно, если бы «Снеговик» был сериалом, то экранизация получилась бы менее сумбурной.
А вот та самая скандинавская зима сыграла фильму на руку. Норвежские леса и фьорды, многоликая архитектура Осло в снегу, парковые скульптуры в белых пейзажах, скандинавский дизайн, Северное море и легендарная Атлантическая дорога — визуальная составляющая, пожалуй, главное достоинство «Снеговика». Поклонники книг Ю Несбе и героя Холе уже давно составляют маршруты по местам и заведениям Осло, связанными со следователем, чтобы повторить его перемещения и понять ход мыслей детектива. Просмотр «Снеговика» если и не впечатлит перипетиями сюжета, то наверняка заставит задуматься о поездке в Норвегию.