С легкой руки Потанина в Третьяковке — новое «Явление Христа народу»
Вслед за торжественной церемонией передачи работы Эрика Булатова «Картина и зрители», автор которой переосмысливает работу Александра Иванова «Явление Христа народу», которую фонд Владимира Потанина купил для Третьяковской галереи, другая структура олигарха, «Норникель», представила еще один проект, связанный с интерпретациями «Явления». В павильоне, построенном слева у входа в историческое здание галереи Третьякова, показывают медиапроект «ПроЯвление. Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова». На стене павильона под звуки специально написанной аудио-инсталляции композитора Александра Маноцкова идет видеопроекция образов, созданных Павлом Каплевичем по мотивам «Явления Христа народу». За двадцать лет, что Иванов работал над картиной, было создано более 600 этюдов натуры, множество набросков. Над своим «ПроЯвлением» Каплевич работал три года. Используя богатейший рабочий архив Иванова, он прорастил эскизы в ткани, в своей авторской технике «капелен». «Капелен» — метод высокомолекулярной обработки тканей, без химии. Полотно Иванова как бы проявляется, становясь прозрачным и предстает то в виде скульптурного рельефа, то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески. Из фотографий меняющихся капеленов смонтировано видео, которое под музыку нон-стоп проецируется на стену павильона. Каплевич объясняет, что хотел добавить картине «биографию», представить, что создана она не 150 лет назад, а 500, «перекинуть символический мостик во времена Рафаэля».
Картинка видеопроекции на стене соответствует размеру оригинала Иванова — 540 × 750 см. Чтобы работа Иванова смогла поместиться в Третьяковке в Лаврушинском, в 1932 году к зданию Васнецова был пристроен специальный дополнительный зал (до этого времени «Явление» было выставлено в специальном павильоне в Румянцевском музее). Для «ПроЯвления» — выставка открыта до 31 июля — временный павильон у главного входа построили архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова.