К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Краткая инструкция для искателей саркофагов: фильм недели — новейшая голливудская «Мумия»

Фото Фото Universal Pictures
Фото Фото Universal Pictures
Странная трактовка давнего классического киносюжета с неожиданным антифеминистским смыслом

В Голливуде творится кошмар. Уже давно многие говорят, что кинопроцесс контролируют не продюсеры, а банки, которые дали ссуду на съемки. А те ставят на проверенное, на то, что уже приносило прибыль: на ремейки и сиквелы.

Какие по счету «Пираты Карибского моря» выйдут летом? Какие по счету «Трансформеры»? Сколько «Форсажей» было сделано, начиная всего-то с 2001 года? Назову впечатляющую цифру: восемь. Это про сиквелы — фильмы с продолжениями.

Что до ремейков, переделок прежних успешных картин, то тут еще забавнее. Голливуд настолько страшится коммерческих рисков, боится любой новизны (на которую публика неизвестно как среагирует), что расстояние между ремейками и железобетонными хитами, на основе которых они сняты, сократилось до анекдотичного. Не удивлюсь, если в ближайшее время, с уходом Дэниела Крейга (он ведь уйдет в конце концов) нам вновь с нуля начнут рассказывать историю Бонда.

 

Когда вышел, казалось бы, суперуспешный «Человек-паук-3» с популярными Тоби Магуайром и Кирстен Данст? В 2007-м. Когда возник сверхновый «Спайдер-Мэн» с Эндрю Гарфилдом и Эммой Стоун? Пять лет спустя в 2012 — этим летом выйдет его третья серия. Третью серию прежнего «Паука» и третью ремейка разделили всего десять лет.

Когда появилась восхитившая меня «Мумия» с Бренданом Фрейзером и Рейчел Вайс? Мне кажется, вчера. На самом деле, в 1999-м. Вторая серия этой «Мумии» оказалась хуже первой, третья — хуже второй. Но сборы все равно были приличными. И что? Не проходит тех же десяти лет, как появляется «Мумия» с Томом Крузом (хоть бы название для приличия чуточку изменили), которого, похоже, самого мумифицировали — или же он современный Дориан Грей. От фильма к фильму он лишь молодеет, в отличие, скажем от Бреда Питта или Рассела Кроу, который в этой новой «Мумии» совсем уже старикашка, правда, загадочный, обладающий мистической мощью, так и не понятно, чью сторону защищающий: Добра или Зла.

 
Фото Universal Pictures

Крузу в июле исполнится 55, а выглядит на 33 максимум.

Зачем, однако, сделали очередную «Мумию»? Тем более с Крузом, что означает: потенциальный суперблокбастер? О, сейчас расскажу.

О чем это

 

Соавтором сценария и автором идеи этого фильма, который снял невеликий Алех Куртцман, стал Кристофер Маккуори. Маккуори — загадочная фигура в современном Голливуде. В 1996-м он обрел славу, получив «Оскар» за сценарий «Обычных подозреваемых», который тогда сочли образцом интеллектуального триллера. Дальше — у него спад. Но в 2010-е он начал персонально обслуживать Круза, участвуя в разработке почти всех его картин. Действительно достойная из них – фантастический боевик «Грань будущего».

Фото Universal Pictures

Завязка новой «Мумии» в том, что двое американских разведчиков во время войны в Ираке (меня тут обвинили в спойлерах, так что заранее предупреждаю: дальше пойдут спойлеры, и каждый, кто осмелится прочесть следующую строчку, будет подвергнут мной судебному преследованию), делая вид, будто отслеживают террористов, на самом деле ищут сокровища. У них карта, которую персонаж Круза спер у красавицы-археологини, переспав с ней в Багдаде.

Все-все фильмы с названиями типа «Мумия» и даже, например, X-Files, дают своим героям три четких урока: 1) не лезьте туда, куда лезете, 2) если уж полезли, ни за что не находите то, что стремитесь найти, 3) если уж сдуру нашли, ни за что не открывайте. Нет: лезут, находят, открывают.

В данном случае находят саркофаг, погруженный в пещерах в (голливудская новинка!) ртутное озеро. Не сразу понимают (далее спойлер!), что нашли не гробницу, а тюрьму, в которой древние египтяне спрятали нечто, что не решились держать даже на своей территории — отправили за сотни и сотни километров в Месопотамию, на территорию нынешнего Ирака.

А тут как назло в Лондоне, прорывая тоннели для подземки, строители находят массу захоронений тамплиеров – бывших активистов Крестовых походов.

 

И оказывается, что если соединить некий кинжал, который теперь найден в Месопотамии, с камнем, покоящемся в саркофаге одного из тамплиеров, да вручить его найденной в Месопотамской тюрьме мумии, да кое-кого этим кинжалом проткнуть, то появится на свет новый правитель мира,жизни и смерти, древнеегипетский бог ярости, хаоса, войны и разрушения Сет, аналог Сатаны- Люцифера. Так, стоп! Забудьте предыдущий абзац: это был спойлер! Если вы скачали мой текст, сотрите этот абзац!

Что в этом хорошего

Вчера я смотрел «Мумию» в обычном мультиплексе г-на Мамута в присутствии жены, которая полфильма проспала, несмотря на взрывы, пожары и уродливые рожи зомби, которые подчиняются той, что была освобождена из иракского ртутного саркофага. Проснувшись, моя жена заявила, что большей чуши не видела.

 

Я чувствовал себя лейтенантом Коломбо, вкусы жены которого (она, правда, фантомная, никогда не появляется в кадре) всегда непредсказуемы.

Как спорить с женщинами, доказывая, что новая «Мумия» — чушь, конечно, и фигня полная, но если посмотреть с другой стороны… Попробую с другой.

Все «Мумии» — вольный ремейк одноименного классического ужастика 1932 года, в котором роль кровожадного трупа играл самый знаменитый специалист по изображению монстров Борис Карлофф. Но фильм 1999-го адресовал и ко всем другим киносочинениям про похождения египетского чудо-юда, которых вплоть до 1971 года было снято чуть ли не с десяток («Рука мумии», «Призрак мумии», «Проклятие мумии», «Саван мумии» и т. д.). С появлением «Мумии» в 1999-м в кинозапасниках больше не осталось знаменитых монстров, кого в 90-е не воссоздали бы на экране при помощи новейших технологий. Дракула и Человек Франкенштейна успели, впрочем, первыми.

Парадокс в том, что страшными мумиями всегда были мужчины. В свежайшей «Мумии» смертоносная пакость — впервые женщина. Дочь фараона, убившая всю свою семью ради власти над миром.

 

В любимой мной «Мумии» 1999-го и ее продолжении тоже действовала злобная женская мумия — но как невеста и подруга основной мумии мужского пола. Тут же женщина — главная. Еще одна новизна свежей «Мумии»: героине (по традиции русской критики назовем ее героиней) подчиняются все мертвяки. Она одной простой древнеегипетской фразой поднимает из гробов даже тысячелетних тамплиеров, которые почти превратились в труху и когда-то сражались против таких, как она, неверных. И тамплиеры начинают хамить на ее стороне. Короче, в новой «Мумии» на стороне зла действуют зомби, чего прежде не было (стоп! Это точно спойлер! Вычеркните и забудьте предыдущий абзац, и вам будет счастье!).

Фото Universal Pictures

Третья разница между двумя последними «Мумиями» — отношение к юмору. «Мумия» 1999-го было остроумной. А это в современном кино едва ли не самое важное. Режиссер Стивен Соммерс в 1999-м сделал вовсе не ужастик. С его авторской мумией встретиться по жизни никому не пожелаешь, но фильм пугал с осторожностью и гораздо больше смешил. Уровень кинематографического стеба там очень высок. Герои нанимают летчика с самолетом. «Какая задача?» — спрашивает тот. Моментальный ответ: «Спасти девушку, убить злодеев, спасти мир». Вот это и есть настоящее кино.

Конечно, ближайший родственник «Мумии» 1999-го — трилогия про Индиану Джонса.

В новейшей «Мумии» тоже есть две-три удачные шутки. Например, и археологиня, и обретшая плоть мумия обзывают персонажа Круза «вором». Потому что он у обеих кое-что упер. Забавно. Но это почти и всё.

 

Вдобавок у нового фильма дурацкий открытый финал. Ей-богу, ясно, что Маккуори не нашел, чем завершить картину. А продолжение — весьма сомнительно. Хотя в финале фильма и звучит явно концептуальная фраза: только монстр может одолеть монстра. Так что, в зависимости от кассовой состоятельности сегодняшней «Мумии», можно ждать и продолжения.

Странности

Но вор-то в фильме не персонаж Круза, а главный сценарный идеолог Маккуори. Он воровал детали из «Мумии» 1999-го крупными партиями и эшелонами.

Возможно, он считал, что имеет право — что это детали, вообще свойственные фильмам про мумий. Но тогда и я не буду считать свое описание воровства Маккуори спойлером. Если вы против, предъявляйте упреки.

 

Из «Мумии» 1999-го в новую перешли: неожиданные провалы в песке, вызывающие мистический ужас исламских экстремистов.Песчаная буря, в которой отпечатывается злобный лик Мумии. Высасывание мумией жизни, плоти и энергии из случайных людей, из-за которых те становятся похожи на давнишние трупы, а мумия обретает плоть. Пакостные, подвластные Мумии жуки (но на сей раз не скарабеи), а также тайная организация, которая следит за опасной захороненной.

Революционность

Сегодня в киноходу феминизм. Я стараюсь сохранять нейтралитет, но все же готов признать, что антифеминистские фильмы тоже имеют право на существование. Феминистских-то — пруд пруди. Смысл новой «Мумии»: женщина, даже если она пролежала тысячу лет в ртути, должна знать свое место.

Наш вариант рекламного слогана

 

Увидишь красивую женщину… Перечти гоголевский «Вий».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+