О Евгении Евтушенко и феномене «оттепели» — два московских музея и поэтический фестиваль
«Думать — почти безнадежное дело, но если не думать — незачем жить», — строчки Евтушенко звучат как эпиграф к проектам главных московских музеев, где исследуют отрезок времени в советской истории между 1953-м и 1968-м годом, «эпоху оттепели», название которой дала повесть Ильи Эренбурга, опубликованная в «Знамени» за 1954-й год. Совместный фестиваль Третьяковки, Пушкинского, музея Москвы и Парка Горького «Оттепель: лицом к будущему» включает лекции — от социологии того времени до изменения моды послевоенных горожан, — кинопоказы, круглые столы и поэтические вечера «Площадь Маяковского», где артисты «Современника» читают стихи поэтов-шестидесятников. Два последних вечера — 3 и 24 марта — Дарья Белоусова читала стихи Евгения Евтушенко.
Выставка в Третьяковке сосредотечена на недолгих пятнадцати советских годах, которые вместили и реабилитацию репрессированных, и появление свободы слова, и либерализацию общественной и культурной жизни, и покорение космоса и прорывы в атомной энергетике. Ощущение причастности к рождению чего-то великого, освежающее чувство новизны, многогранность и наивность оттепели нашли отклик в живописи, графике, скульптуре, фотографии, дизайне, поэзии, кино и в театре.
На холстах «суровостильцев» Никонова, Попкова, Андронова — полярники, геологи, нефтяники. Пименов самозабвенно воспевает новый быт, отмечает лирические моменты новоселья и свадьбу в новостройке. Салахов изображает гладиолусы в банке на окне, выходящем на солнечный двор. Скульптор Сидур, обращаясь к кубизму, поднимает тему травмы, оставленной войной. Громче заявляют о себе абстракционизм и поп-арт. «Снег начинает таять», меняются улицы и лица, рисунки материй на платьях, всюду идут дискуссии о «физиках» и «лириках», поэтические вечера в Политехническом музее собирают многотысячные аудитории, африканские студенты учится в советских вузах, совершаются круизные путешествия на теплоходах, в кинотеатрах крутят «Июльский дождь» Марлена Хуциева с музыкой Визбора и Окуджавы.
Оттепельная экспозиция просматривается с одного взгляда. В центре — форум, так называемая площадь Маяковского, пространство свободного высказывания и дискуссий. Выстроенные вокруг панели повторяют планировку типовых пятиэтажек, к примеру, Новых Черемушек. Цвет панелей, белый и темно серый, подчеркивают двойственность и конфликт, заложенные в феномене оттепели, отсылают к памятнику Никиты Хрущева работы Эрнста Неизвестного на Новодевичьем кладбище.
Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина тот же период, но с расширенными границами, где представляя оттепельное искусство и западное. Обе выставки упираются в 1968-й год, когда были введены советские войска в Чехословакию, а американские во Вьетнам.
Проект в Пушкинском был создан два года назад и успел побывать в Центре изящных искусств BOZAR в Брюсселе и Центре искусств и медиа-технологий ZKM в Карлсруэ, которым руководит австриец Петер Вайбель, художник, выступивший сокуратором выставки. До Москвы проект добрался с некоторыми изменениями экспозиции. Для Вайбеля эта выставка — попытка рефлексии и способ переживания боли, отчаяния и скорби поколениями художников расколовшегося мира Западной и Восточной Европы. В Германии выставка проходила под названием «Травма и возрождение». В экспозицию, составленную из двухсот работ, предоставленных такими мировыми музейными институциями, как Тейт Модерн, Центр Жоржа Помпиду, музей Стедейлек, Национальная галерея Берлина, корректно введены работы художников из России, также переживших посттравматический синдром середины ХХ века. Наравне с Генри Муром, Герхардом Рихтером, Люсьеном Фрейдом, Александром Дейнекой, Осипом Цадкиным, Элием Билютиным, Фернаном Леже, Ренато Гуттузо, Вячеславом Колейчуком, Пабло Пикассо, Марком Шагалом, Франциско Инфанте на выставке показаны работы малоизвестных у нас венгерских художников Белы Кондора, Лайоша Кашшака, Ласло Лакнера.
«Лицом к будущему» во многом рифмуется с «Оттепелью»: здесь такой же широкий диапазон стилей и направлений. Реализм, фигуративное искусство, экспрессионизм, концептуализм, сюрреализм, оп-арт, кинетизм, и наконец, абстракция — символ свободы и творческой независимости, радикальный отказ от самого изображения как ответ на диалектику холодной войны, когда любое высказывание могло быть использовано в идеологических целях.