Галерея «Наши художники» реконструировала коллекцию живописи второй половины XIX века- начала XX века, принадлежавшую прима-балерине Большого театра Екатерине Гельцер.
Прима-балерина императорских театров, участница дягилевских балетных сезонов, Екатерина Гельцер благополучно пережила революцию и пришлась ко двору советской власти.
На балерину Гельцер ставили хореографы Горский и Тихомиров. Она стала первой исполнительницей балетов «Корсар», «Эсмеральда» и «Красный мак». Благодаря ей Большой театр сохранил особую московскую традицию танца, где драматическая выразительность также важна, как и техническое совершенство.
В 1920-30-е годы балерина Гельцер увлеклась живописью, став спасительницей еще одной городской традиции — московского собирательства. Своенравная, остроумная, блистательная — эти черты были присущи Гельцер и в жизни, и на театральной сцене, — сполна отразились в ее коллекцию. Гельцер танцевала в балетах, оформленных Константином Коровиным, — и в ее коллекции пейзажи, натюрморты, театральные эскизы Коровина.
Благодаря обширным связям и возможностям прима-балерина покупала работы у вдовы Серова, коллекционеров Лангового и Ляпунова. В ее коллекции — картины из коллекций Мамонтова, Бахрушина, Боткина. На сегодняшний момент известно о 220 работах из коллекции Гельцер. Известно, что у Гельцер в ее квартире в Брюсовом переулке висело 50 картин Левитана: «На Волге» и «В солнечный день» — сейчас в собрании Третьяковской галереи. Значимость коллекции Гельцер была так велика, что осенью 1941 года 98 лучших работ из ее собрания Третьяковская галерея включила в список шедевров, подлежащих эвакуации.
Кураротом и арт-дилером Гельцер, выражаясь современным языком, был известный московский собиратель Филипп Тоскин, служивший оценщиком в комиссионном магазине в Столешниковом переулке. Консультантами Гельцер были искусствоведы Николай Власов, Михаил Алпатов и Игорь Грабарь.
До сих пор для коллекционеров упоминание в провенансе картины «от Гельцер» — верный знак тонкости вкуса и безупречного выбора.
После смерти Екатерины Гельцер в 1962 году ее племянница Татьяна Гельцер подарила 5 работ Третьяковской галерее (сейчас в Третьяковке 16 вещей из коллекции балерины), что-то отдала в другие музеи, 25 картин продала в Минский художественный музей. В 1974 году Татьяна Гельцер умерла и следы коллекции потерялись.
Сотрудникам галереи «Наши художники» удалось найти изображения 80-ти работ из коллекции — все они в каталоге, —и собрать на выставку 40 картин. Работы предоставлены Третьяковской галереей, Театральным музеем им. Бахрушина, Музеем музыкальной культуры им. Глинки и частными московскими собраниями.